Каменные апостолы в Дубровицах
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Знаменская церковь в селе Дубровицы под Подольском – известный памятник архитектуры барокко в Подмосковье. В этой статье мы расскажем о христианской символике скульптур этой церкви. Внешние стены Знаменского храма украшают вырезанные из камня фигуры апостолов и трех древних святителей: Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Каменные статуи святых – редкое явление для храмов Подмосковья и в целом для православной традиции.
Восемь апостолов
Понятие «апостол» в христианской традиции имеет несколько значений. Во-первых, это двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа: Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Филипп, Фома, Варфоломей, Матфей, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот и Матфий. Последнего избрали вместо предателя Иуды Искариота. Помимо близкого круга двенадцати последователей у Христа было еще семьдесят учеников. Их тоже принято называть апостолами или «апостолами от семидесяти». Отдельный апостольский чин составляют евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Матфей и Иоанн были из числа двенадцати, а Лука и Марк из числа семидесяти апостолов. Особняком стоит святой Павел. Церковь называет его апостолом, хотя он не входил в число двенадцати и семидесяти. Павел оставил четырнадцать посланий, ставших важнейшими источниками христианского учения, и совершил четыре путешествия с проповедью по Римской империи.
Изображения всех двенадцати апостолов редко встречаются в русских храмах. На иконах изображают или одних Петра и Павла, или апостола Иоанна Богослова вместе с Богородицей у распятия, или четырех евангелистов. Скульптурные образы апостолов встречаются еще реже. В Подмосковье помимо Дубровиц есть только один храм со скульптурами всех двенадцати апостолов – церковь Рождества Богородицы в Подмоклово Серпуховского района. В нишах барабана Спасской церкви бывшей подмосковной усадьбы Кусково, которая с 1960 года вошла в черту Москвы, также стоят скульптуры апостолов, но не всех, а только четырех евангелистов.
Апостолы из числа двенадцати стоят парами вокруг восьмигранной башни Знаменской церкви в Дубровицах. Еще четыре евангелиста установлены на земле с каждой стороны храма. На первый взгляд, кажется, что верхних статуй, как и положено, двенадцать. О двенадцати скульптурах пишут и в старых описаниях церкви. А.Ф. Вельтман в книге «Обновление храма Знамения в Дубровицах» 1850 года указывает: «Над алтарем и тремя входными дверями по одному окну, и кроме того по всей окружности 12 глухих окон. Над каждым из них резные из камня украшения... В первом ярусе столпа, между окнами двенадцать апостолов». Другой писатель И. Дмитриевский в 1908 году повторяет это число: «кругом всего столпообразия двунадесятый лик апостолов».
Если обойти храм кругом и посчитать статуи между окнами восьмигранной башни, то их окажется не двенадцать, а восемь. Возможно, дореволюционные описатели храма округлили реальное число апостолов до символической цифры двенадцать. По второй версии, недостающие четыре фигуры когда-то стояли на других местах. В выпуске «Подмосковные музеи. Путеводители» 1925 года есть указание на это: «Разделяя грани, стоят на постаментах фигуры апостолов – восемь по углам и четыре вне стенной декорации, перед окнами».
Каждый апостол Знаменской церкви в Дубровицах имеет индивидуальные черты, характерный жест и выражение лица. Однако определение имен апостолов не будет простой задачей. В отличие от «подмокловских» статуй, в Дубровицах не видно подписанных имен. Более того, у большинства апостолов со временем отломались предметы, которые они когда-то держали в руках. Можно было бы идентифицировать апостола по этим предметам и без подписи.
Каждый апостол в христианской иконографии имеет свои внешние признаки и атрибуты. Можно распознать апостола «физиогномическим» методом. Например, внешне Петр и Павел изображаются лысыми или с редкими волосами и небольшой бородой, Андрей рисуется с густыми и взъерошенными волосами, Иоанн – длинноволосым и безбородым. Художники и иконописцы нередко вольно относились к изображению внешности апостолов, поэтому канон не всегда соблюдался.
Надежнее определять апостола по атрибуту, который святой держит в руках. Чаще всего это орудия мученической казни каждого из них. Например, Павел был обезглавлен, поэтому держит в руках меч, Андрей распят на кресте в форме буквы «X», Варфоломей изображается с ножом, Симон Зилот с пилой, а Матфей с копьем. Иоанн – единственный из двенадцати, кто умер своей смертью. Его изображают с чашей змеиного яда, которым апостола безуспешно пытались отравить. Есть и не связанные с мучениями атрибуты. Например, апостол Петр держит ключи от Царства Небесного, а Матфей – мешочек с деньгами, потому что был сборщиком налогов.
Среди статуй Знаменской церкви в Дубровицах можно с уверенностью определить трех апостолов из восьми. С западной стороны над входом стоят фигуры Петра и Павла. Нет сомнений, что правая фигура изображает апостола Павла. Святой держит в руках меч – орудие, которым его казнили. У Петра нет атрибутов, но совпадает внешность. Из восьми скульптур это единственный апостол с редкими волосами. На Петра указывает и то, что он обычно изображаются в паре с Павлом. Если обойти храм слева от входа, покажутся другие два апостола. Фигура справа сохранилась хуже всего: не имеет ни правой руки, ни головы. Зато узнаваем стоящий слева апостол Матфей. У него на поясе привязан мешочек с деньгами.
Три святителя
Помимо восьми статуй апостолов вокруг восьмигранника башни и четырех евангелистов на земле, Знаменский храм украшают еще две скульптуры у входа и третья подобная над западным выступом. В отличие от апостолов, фигуры облачены в ленты епископских омофоров. Это статуи христианских богословов IVстолетия Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого. Святитель Василий стоит наверху, а Григорий Богослов и Иоанн Златоуст поместились у паперти.
Иоанн Златоуст написал значимые богословские сочинения, проповеди и классические толкования Священного Писания. Он составил чин литургии византийского обряда, по которому до сих пор служат, в том числе и в русской церкви, сочинил много православных молитв и богослужебных текстов. Став епископом Константинополя, Златоуст вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. За обличение царицы иерарх был низложен, осужден и закончил жизнь в изгнании в 407 году.
Василий Великий и Григорий Богослов жили немного раньше Иоанна Златоуста. Оба происходили из римской провинции Каппадокия. Сочинения Василия и Григория являются основополагающими для христианской догматики. Они окончательно сформулировали догмат о трех ипостасях единого Бога: Отца, Сына и Святого Духа. Учение Василия Великого и Григория Богослова было утверждено на Втором Вселенском Соборе в 381 году.
В православной церкви есть праздник Трех Святителей, который отмечается двенадцатого февраля. В XIвеке в Константинополе шли споры о том, кто из святителей лучше: Иоанн Златоуст, Василий Великий или Григорий Богослов. По легенде, одному из иерархов явились все трое и запретили спорить. Святители сказали, что между ними нет «ни первого, ни второго» и велели установить им церковный праздник в один день.