Кипрская икона и Савва Стромынский
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В Ногинском районе на границе с Владимирской областью стоит село Стромынь с большой Успенской церковью. В древности здесь проходила сухопутная дорога Стромынка, соединявшая Москву с Суздалем и Владимиром. В XIV веке преподобный Сергий Радонежский основал Стромынский Дубенский монастырь, однако при Екатерине II его упразднили и превратили в обычный приход. В Успенской церкви Стромыни есть две святыни: мощи игумена Саввы Стромынского и старинная икона Кипрской Божией Матери.
Кипрская икона в подмосковном селе
Кипрская икона Божией Матери почитается в Стромыни с середины XIX века. Богородица изображена здесь сидящей на троне с младенцем Иисусом на коленях. По обе стороны трона стоят ангелы с ветвями в руках, а в нижних углах помещены маленькие фигуры мучеников Антипы и Фотинии. По-видимому, это небесные покровители семейной пары, пожертвовавшей деньги на написание иконы. В 1783 году икона помещалась в деревянной Никольской церкви села Стромынь за левым клиросом, а в 1823 году переместилась в алтарь придела Сергия Радонежского. В 1829 году деревянную Никольскую церковь сломали, а вместо нее возвели каменную Успенскую, которая сохранилась до сих пор. Икону перенесли в новый храм, но повесили не внутри, а над папертью перед входом. На лике Богородицы под глазом есть небольшое повреждение.
С Кипрской иконой связано древнее сказание. В IV веке над дверью церкви на острове Кипр располагалось изображение Божией Матери на троне, Иисуса и двух ангелов по сторонам. Один араб проезжал мимо христианской церкви и выстрелил в икону из лука. Его стрела попал в изображение Богоматери, и из «раны» потекла настоящая кровь. Испуганный араб побежал прочь от иконы, но не успел дойти до дома живым.
Археолог Яков Иванович Смирнов полагал, что это сказание относится к существовавшей на Кипре древней настенной мозаике, а не деревянной иконе. Сложная композиция Стромынского образа подсказывала, что ее первоисточником была монументальная картина. Икона на дереве обычно изображала только портрет святого, а сложные композиции из нескольких фигур в полный рост создавались в настенных фресках и мозаиках. Изначальная кипрская мозаика пропала, но исследователь хотел восстановить ее облик по сохранившимся в России копиям. Для этого Смирнов ездил в конце XIX века в село Стромынь и обследовал подмосковный чудотворный список.
Почитание Кипрской иконы в Стромыни началось в 1841 году после чудесного исцеления восемнадцатилетней девушки Мавры. Эта крестьянка заболела золотухой и скорбутом. Припадки были настолько сильны, что родные опасались за ее жизнь. После причащения Мавре приснилась икона Божией Матери, от которой она услышала слова: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». Больная пошла в местную Успенскую церковь, чтобы найти икону из сна, но ни одной похожей не обнаружила. Она обратила внимание на образ над дверью и узнала в нем свою икону. Священники сняли лик Богородицы со стены, отнесли в дом Мавры и отслужили молебен. Вскоре больная выздоровела.
Слух об исцелении Мавры разошелся по Стромыни и ее окрестностям. Кипрскую Богоматерь поместили в храме, и последовало еще три случая исцеления. Крестьянин Алексей Порфирьев из деревни Новой Богородского уезда исцелился от паралича рук и ног. Девица Анна Петрова из соседней деревни Мележа и Алексей Петров из деревни Зубцово также избавились от расслабления рук и ног после молебнов перед Кипрской иконой.
Многие подмосковные святыни пропали в советские годы, но Кипрский Стромынский образ сохранился. Успенский храм закрывали в XX веке два раза: в 1930-е и в 1960-е. После первого закрытия прихожане не дали разграбить храм, но во второе закрытие комсомольцы вывезли все иконы из церкви. Главную святыню – Кипрскую икону – спасла прихожанка. Она уговорила комсомольцев оставить верующим две иконы: Кипрскую и Казанскую. Женщина поспешно унесла тяжелую икону через огороды, опасаясь, что расхитители передумают. В течение тридцати лет святыня хранилась в Стромыни в частном доме, а после того, как храм вновь открыли в 1989 году, вернулась на место. Тогда же из краеведческого музея Ногинска вернули и другие иконы старого убранства храма.
Два Саввы и два Дубенских монастыря
Второй святыней Успенского храма в селе Стромынь являются мощи преподобного Саввы Стромынского – ученика Сергия Радонежского. Раньше они покоились под спудом в каменной часовне на Стромынском кладбище в шестистах метрах от храма, но в 1996 году прах преподобного перенесли в Успенскую церковь и поместили в позолоченную раку. Каменная часовня Саввы Стромынского осталась стоять на кладбище, хотя вход в нее закрыт.
До секуляризации церковных земель Екатериной II в Стромыни находился Успенский Дубенский монастырь. Его в конце XIV века основал по просьбе великого князя Дмитрия Донского преподобный Сергий Радонежский. Обитель получила название по местной реке Дубенке. Князь и Троицкий игумен воздвигли Дубенский монастырь в благодарность Пресвятой Богородице за победу над Мамаем в Куликовской битве. Это редкий случай, когда обитель, основанная самим Сергием Радонежским и в честь такого важного исторического события, обеднела спустя столетия и исчезла. С XVIII века храмы бывшего монастыря обратили в приходские. В XIX веке взамен деревянных храмов возвели нынешнюю Успенскую церковь с приделами Николая Чудотворца и Сергия Радонежского.
В 1859 году историк Михаил Владимирович Толстой обнаружил остатки еще одного Успенского монастыря на другой реке Дубенке. В разных редакциях жития преподобного Сергия и летописях имелись странные разночтения. Например, в одном месте основание монастыря относили к периоду после победы над Мамаем 1380 года, в другом – ко времени перед Куликовским сражением. Основателями Дубенской обители назвали то преподобного Савву, то Леонтия. М. В. Толстой предположил, что путаница возникла из-за того, что Сергий Радонежский основал сразу два монастыря с почти одним и тем же названием: Дубенский Стромынский и Дубенский Шавыкинский.
Второй Дубенский монастырь располагался в Александровском уезде на границе Владимирской и Тверской губерний на острове, окруженном четырьмя реками: Дубной, Дубенкой, Вытраской и Быстрицей. Летом 1859 года Толстой отправился в челноке на болотистый остров к Шавыкиной пустоши – месту, где по рассказам старожилов оставались следы Дубенского монастыря. Он писал: «На холме близ берега реки Быстрицы под тенью вековых сосен видны следы гряд, высохший прудик, несколько могил, обросших травой, и две часовни на месте прежде бывших храмов». В соседнем погосте Спас за Кубежье Толстой разыскал церковь, где хранили напрестольное Евангелие, крест, кадило и Иверскую икону из бывшего Дубенского монастыря. В то время Иверскую икону великим постом носили с крестным ходом в Шавыкино «к себе домой» в память об исчезнувшем монастыре. В другом селе Заболотье Толстой нашел икону Спасителя с надписью: «поступила из бывшего Успенского Саввина и Серапионова монастыря, что в Шавыкине».
Обе исчезнувшие Успенские обители стояли на реках с одинаковым названием и имели двух тезок-игуменов из числа близких учеников Сергия Радонежского. По мысли М.В.Толстого, это были два разных человека. В подмосковном селе почитался Савва Стромынский, а в Шавыкино – Савва Сторожевский. После игуменства в Дубенском монастыре он уехал под Звенигород и прославился как основатель уже этой подмосковной обители.