Михайловская Слобода – подмосковное Рогожское
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В селе Михайловская Слобода Раменского района находится самый крупный в Русской Православной Церкви приход, где служат по старому обряду. Старообрядцев, которые признают управление Московской Патриархии, называют единоверцами. Единоверие официально возникло в России в 1800 году, а церковь в Михайловской Слободе получила этот статус с 1817 года. В 1990-е годы в Михайловскую Слободу перешла московская единоверческая община из Рогожского кладбища, и здесь возник единоверческий центр с церквями и часовнями.
Старообрядцы, соединенцы и единоверцы
С середины XVII века старообрядцы жестоко преследовались государством и официальной церковью, но во времена Екатерины IIотношение к ним смягчилось. Появились первые попытки привлечь раскольников в официальную церковь путем уступок. В 1779 году в селе Знаменка на Украине епископ официальной церкви создал приход для местных старообрядцев, где им разрешили служить по своему чину. В 1780-е годы с просьбой о подобном приходе обратились к графу Румянцеву-Задунайскому и князю Потемкину представители староверов Стародубья. Старообрядцев, переходивших под управление официального духовенства, но сохранявших свой церковный и бытовой уклад, стали называть «соединенцами».
В 1800 году при царе Павле I московский митрополит Платон Левшин разработал общие для всех старообрядцев условия соединения с официальной церковью. Этот документ назывался «Пунктами о единоверии». Переходившим из раскола староверам позволили служить по старому обряду в отдельных храмах и не пускать в эти храмы «знаменующихся тремя персты, брады бреющих и прочих имеющих несогласия с древними обыкновениями». Таким образом, единоверцы не сливались с обычными православными, а оставались обособленными общинами.
Митрополит Платон Левшин поддерживал обособленность единоверцев, потому что опасался обратного движения: перехода верующих из нового обряда к единоверцам. В «Пунктах» оговаривалось, что к единоверию могут примкнуть только выходцы из среды раскольников. Такая схема напоминала политику «униатства» Римской католической церкви среди православных Западной Украины и Белоруссии. «Униаты» могли строить храмы и служить по восточному православному обряду, при условии признания главенства папы римского. Единоверие поначалу воспринималось иерархами официальной церкви как временное явление. Переманив старообрядцев в общее церковное управление, они хотели постепенно привести единоверцев к переходу и на новый обряд.
Церковь Михайловской Слободы
С XVIIвека большинство крестьян Михайловской Слободы и близлежащих сел Чулково, Кулаково, Дурнихи оставались приверженцами старого обряда. В 1817 году при преемнике митрополита Платона Августине церковь в Михайловской Слободе приобрела статус единоверческой. В указе 1817 года, отрывок из которого приводит священник Евгений Саранча в книге «Краткий очерк истории Единоверия», говорилось: «Бронницкой округи в церкви Архистратига Михаила, что в Михайловской Слободе, всякую Божественную службу благословляем отправлять по старопечатным книгам, также и требы в домах, уповая, что через сие отделяющиеся от единения Церкви Христовой соединяться с оною». С тех пор двести лет в церкви Михайловской Слободы совершается богослужение по старому обряду. Исключением стал период в 28 лет с 1961 по 1989 годы, когда церковь закрыли и переоборудовали под архив.
В 1990-е годы в Михайловскую Слободу переместился центр единоверия с Рогожского кладбища в Москве. Еще в XIXвеке московский митрополит Филарет создал единоверческую общину на Рогожском кладбище. Для этого власти использовали давление на московских купцов: приняли закон, согласно которому старообрядцы-раскольники лишались купеческого статуса, если не присоединялись к официальной церкви. В 1854 году часть староверов Рогожки во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным попросили власти создать единоверческий приход в одной из трех церквей кладбища. Единоверцам отдали Никольский храм, в котором до них служили староверы-раскольники.
В советские годы Никольский храм на Рогожке не закрыли, но поделили на три части. В центральной части служили по новому обряду священники Московской Патриархии, в Покровском боковом приделе за стенкой молились старообрядцы-раскольники Древлеправославной церкви, а в третьем приделе иконы Троеручицы остались единоверцы. С 1990-х годов Никольский храм на Рогожском кладбище стал полностью новообрядным. Древлеправославной церкви из Покровского придела выделили большой храм на Новокузнецкой улице в Москве, а единоверцы из придела Троеручицы переместились в Михайловскую Слободу.
Разные обряды – общие святыни
Сегодня уже не существует ограничений для православных нового обряда заходить в единоверческие храмы и участвовать в их обрядах. В годы гонений на религию в 1920 и 1930-е годы единоверческие епископы даже иногда замещали должность обычных архиереев Русской церкви, если последних арестовывали. В 2000 году Синод прославил для общецерковного почитания первого единоверческого епископа Симона Шлеева. В число новомучеников вошли и другие священники-единоверцы: Иоанн Бороздин, Симеон Конюхов, Петр Вяткин, Иоанн Заседателев, Иоасаф Боев, Иоанн Коржавин, Петр Зяблицкий. В советские годы в Михайловской Слободе несколько лет служил священномученик Петр Озерецковский.
Общей святыней для единоверцев и православных нового обряда Бронницкого уезда еще в XIX веке была икона Божией Матери «Иерусалимская». Она хранилась в соборе города Бронницы, а оттуда образ с крестным ходом переносили по округе. В 1864 году Михайловскую Слободу постигла холера. По решению митрополита московского Филарета из Бронниц в Михайловскую Слободу крестным ходом принесли Иерусалимскую икону, и холера сразу прекратилась. В память о чуде прихожане храма в Михайловской Слободе каждый год после Пасхи в день памяти апостола Фомы совершали крестный ход с бронницкой святыней. Перед революцией в церкви Михайловской Слободы появился собственный список «Иеросалимской» иконы, который сохранился до нашего времени. Прихожане восстановили традицию торжественного крестного хода, только теперь верующие идут не с бронницким, а со своим списком и в праздник Святых Жен-Мироносиц.
Еще одна почитаемая святыня прихода в Михайловской Слободе – дореволюционная икона благоверной Анны Кашинской. Княгиня-инокиня жила в XIV веке, но ее церковное почитание началось через три столетия после смерти. Царь Алексей Михайлович лично ездил в Кашин поклониться мощам святой, у которых стали происходить исцеления и чудеса. С ростом почитания Анны Кашинской совпали церковные реформы патриарха Никона и раскол. Старообрядцы обратили внимание верующих на нетленные мощи святой – ее правая рука была сложена в двоеперстии. Это обстоятельство стало веским аргументом противников церковных реформ.
В 1677 году из-за двоеперстия Анны Кашинской церковный собор пошел на радикальный шаг: было объявлено об исключении благоверной княгини из святцев. Ее иконы вынесли из храмов, мощи закопали в землю, а молитвы и тексты жития объявили ложными. Храм в честь Анны Кашинской переосвятили в память Всех Святых.
После учреждение единоверия в 1800 году начался процесс постепенного возобновления почитания святой Анны Кашинской. В 1818 году имя преподобной вновь появилось в приложении к церковному месяцеслову, а в 1909 году при Николае IIв Кашине состоялись официальные торжества, посвященные полноценному восстановлению почитания святой. Икона благоверной княгини Анны в церкви Михайловской Слободы освятили на мощах святой во время этих торжеств в Кашине в 1909 году.