Никитская церковь в Коломне
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Старинная коломенская церковь мученика Никиты была построена в 1695 году на средства прихожан. Исследователи архитектуры относят ее к типу московских посадских церквей XVII века. История Никитского прихода в XVIII-XIX веках была тесно связана с семьей известных коломенских купцов Мещаниновых. В 1770-е годы на средства Ивана Демидовича Мещанинова было окончено строительство колокольни, от которой сегодня сохранился нижний ярус. В 1858-1860 годы был устроен южный придел и реконструирована трапезная часть храма. В советские годы церковь была закрыта и разорена. Ценные воспоминания о жизни прихода в XIX столетии оставил известный беллетрист и издатель Н.П. Гиляров-Платонов, отец которого служил священником в Никитской церкви.
Писатель Н.Д. Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» упоминал о хранившихся когда-то в коломенской церкви мученика Никиты православных святынях, связанных с именем русского героя князя Дмитрия Михайловича Пожарского. В церкви почиталась Владимирская икона Божией Матери и большой крест с 72 частицами мощей разных святых, который был врезан в доску самой иконы.
По свидетельству Иванчина-Писарева, Владимирская икона и крест прежде хранились в одном из подмосковных владений Пожарского в сельце Лукерьино Коломенского уезда. Князь Пожарский владел также селом Марчуги (ныне в городском округе Воскресенск), которое досталось ему от матери Марии Федоровны (урожденной Беклемишевой). Со временем сельцо Лукерьино перешло во владение помещиков Тенюшиных, и, по одной версии, последняя владелица из этого дворянского рода решила передать икону и крест Пожарского в городскую церковь Никиты Мученика в Коломне.
По другой версии, святыни, связанные с именем Д.М. Пожарского, пожертвовал в Никитский храм следующий владелец Лукерьино купец Мещанинов. Эта версия выглядит достаточно убедительной, так как знаменитый дом купцов Мещаниновых в Коломне находился как раз в приходе Никитской церкви, а несколько поколений этой купеческой династии были покровителями и попечителями этого коломенского храма и его причта.
Иванчин-Писарев утверждал, что в 1840-х годах в Никитской церкви был еще и второй крест со многими частицами святых мощей, также перенесенный из Лукерьино. Советский исследователь О.П. Булич в очерке о Коломне 1928 года свидетельствовала, что Владимирская икона и крест Пожарского хранились в Никитском храме вплоть до 1920-х годов. Вот что она записала об этих святынях: «В Никитской городской церкви еще недавно хранился крест, принадлежавший, по словам местного причта, князю Пожарскому. Крест этот был передан в церковь позднейшей владелицей с. Лукерьино (Коломенский уезд), бывшего когда-то, вместе с с. Марчугами, вотчиной князей Пожарских. В той же Никитской церкви находится Владимирская икона, тоже будто бы принадлежавшая князю Пожарскому и всегда сопровождавшая его в походах».
По местному преданию в Никитской церкви прославилась чудесами еще одна икона Божией Матери – Силуамская. В давние времена одной слепой крестьянке приснилось, что она выздоровеет, если пойдет в церковь Никиты Мученика в Коломне и отслужит молебен перед Силуамской иконой Божией Матери. Про эту икону ни она, ни даже никитский священник до этого не слышали. Однако такой образ Божией Матери в церкви нашли и отслужили молебен. Крестьянка прозрела и с тех пор каждый год приходила в Никитскую церковь на богомолье. Несмотря на удивительное исцеление, местный священник не стал придавать этому случаю огласки, и широкого почитания образ Силуамской Божией Матери в дальнейшем не получил.
В XIX веке в Никитской церкви Коломны существовали еще два интересных обычая. Из окрестных коломенских деревень в церковь приносили младенцев, страдающих «колотьем». Священник благословлял детей, а потом брал копие с жертвенника и прикладывал к больному месту. Другой обычай был связан с особым почитанием святой воды «от Никиты Мученика». На протяжении всего года в Никитскую церковь приходили богомольцы за водой, и в церкви всегда стояли приготовленные на этот случай бутылки со святой водой.
Об этих забытых церковных обычаях Никитского прихода мы сегодня знаем, благодаря Никите Петровичу Гилярову-Платонову, которых описал их в своем сочинении «Из пережитого». Большая памятная доска с портретом Гилярова-Платонова сегодня установлена у входа на территорию Никитской церкви.
Никита Петрович родился в 1824 году в Коломне, где его отец священник Петр Никитский служил в церкви Великомученика Никиты. По названию церкви он, как это часто бывало у духовенства, и получил такую фамилию. Однако его сын впоследствии стал носить другую фамилию Гиляров. Первым ее получил старший брат Никиты Петровича. Эта искусственная «семинарская» фамилия была образована от латинского слова hilaris – «веселый». В студенческие годы Никита Петрович Гиляров за отличные успехи в учебе стал стипендиатом митрополита Платона (Левшина), за что его фамилия вновь изменилась и получила прибавку – Гиляров-Платонов.
Следуя по стопам деда, отца и старшего брата, Никита Петрович пошел по духовной стезе и получил церковное образование. Он поступил в Коломенское духовное училище, затем перешел в Московскую духовную семинарию и академию. Однако священнослужителем Никита Петрович так и не стал, а профессором в Духовной академии, где он преподавал историю раскола и церковную археологию, пробыл совсем недолго с 1854 по 1855 годы.
Гиляров-Платонов сблизился в 1850-х годах со славянофилами К.С. Аксаковым и А.С. Хомяковым, примкнул к числу сотрудников журнала «Русская беседа». Какое-то время Никита Петрович совмещал службу чиновника с журнальной работой. С 1867 целиком сосредоточился на публицистическом поприще – стал издавать собственный журнал «Современные известия». Первый номер был отпечатан 1 декабря 1867 года и затем выходил ежедневно на протяжении почти двадцати лет.
С 1883 года финансовые трудности и неудавшийся проект по приобретению бумажной фабрики в Рузском уезде вынудили Гилярова-Платонова завершить издание «Современных известий». Большую известность получило его автобиографическое сочинение «Из пережитого». В этой книге содержится множество интересных сведений о церковной жизни Коломны и Никитского прихода, где прошло детство и юность издателя.
Из сочинения Гилярова-Платонова мы также узнаем о большой роли купцов Мещаниновых в жизни Никитской церкви. В начале XVIII столетия самым влиятельным человеком в Коломне был именитый купец Иван Тимофеевич Мещанинов. Горожане его даже называли «коломенским богом». Мещанинов был прихожанином Никитской церкви, которую считал почти своей домовой. Однажды Мещанинов решил отлить в Никитский храм колокол весом в тысячу пудов (более 16 тонн). Архиерей, однако, не благословил ставить такой огромный колокол в приходскую церковь, и Мещанинов вынужден был передать его соборной Успенской церкви, а в Никитский храм отлил колокол поменьше.
Потомок «коломенского бога» Иван Иванович Мещанинов считался в Никитском приходе «добрым гением» за доброту к причту и прихожанам. Иван Иванович Мещанинов с малых лет был записан в гвардию, в отставке был титулярным советником. Он всю жизнь был холост и жил вместе с сестрой Елизаветой Ивановной в родовом коломенском доме. Огромный старинный дом Мещаниновых занимал целый квартал и походил на замок.
Мещаниновы были фабрикантами, откупщиками и поставщиками в казну. Иван Иванович унаследовал от отца обширные коммерческие дела, но довольно быстро оставил их после того, как у него утонуло несколько барок с солью. Мещанинов продал все фабрики, расплатился по кредитам и стал жить в Коломне уединенно, по воспоминаниям Гилярова-Платонова, проводя дни почти по монастырскому уставу. Он не ходил ни к кому в гости, не водил знакомств, и в любое время его можно было застать за единственным занятием – чтением книг.
Церковь Никиты Великомученика в Коломне была закрыта 22 декабря 1929 года. Церковная утварь была изъята, сломаны купола и верхний ярус колокольни. Из дореволюционного внутреннего убранства сохранились лишь остатки тематических и орнаментальных росписей на стенах и сводах церкви. 31 января 2001 года храм был передан церковной общине в аварийном состоянии. Восстановление церкви Никиты Великомученика продолжается по сей день.