Новоникитская икона в Софьино
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В селе Софьино Раменского района у берега реки Москвы стоит храм великомученика Никиты XVIIIвека. Память святого Никиты выпадает на 28 сентября по новому стилю, в один день с празднованием Новоникитской иконы Божией Матери. Список этой чудотворной иконы помещен в киоте у внешней стены церкви в Софьино. Появление Новоникитского образа связано с древним апокрифом о мучениях святого Никиты.
В сборнике описаний чудотворных икон Божией Матери начала XXвека Е. Поселянина образ Новоникитской Богородицы связывался с житием великомученика Никиты Готского. Бывший воин из варварского племени готов принял христианскую веру после чудесного видения во сне отрока Иисуса, который держал в руках крест. Утром Никита размышлял над сновидением, пытаясь разгадать его значение. Некая христианка Иулиания сказала Никите, чтобы «он обратил свой взор на собственную грудь». У себя на груди Никита обнаружил образ Божией Матери с Иисусом, который точно повторял видение во сне. После чудесного события Никита принял крещение, а затем и мученическую смерть за Христа. Явление мученику Никите Божией Матери стало прообразом Новоникитской иконы, на которой младенец изображается с крестом в руках. Такое же описание истории появления иконы размещено и на сайте Никитского храма в Софьино.
В приведенном сказании не объясняется, каким образом у язычника на следующий день после видения оказалась на груди икона Божием Матери с младенцем, и почему на нее указала именно христианка Иулиания. В канонических сборниках житий святых история с явлением иконы мученику Никите вовсе отсутствует. Например, в житии по изложению святителя Димитрия Ростовского обращение ко Христу воина Никиты связывалось не с видением, а с проповедью готского епископа Феофила. Он «просветил Никиту светом веры и крестил во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Никита жил в IVвеке, когда племя готов, заселившее берега Дуная, разделилось между собой на последователей вождя Фритигерна и его врага Афанариха. Последний был жестоким гонителем христиан. Несколько раз единоплеменники сражались между собой, и победа доставалась то одному, то другому. Однажды Фритигерн повелел перед битвой сделать изображение креста и носить перед полками, после чего военный успех оказался на его стороне. Афанарих из мести воздвиг гонение на христиан в своем уделе. Тогда от рук жестокого вождя пострадал принявший христианство воин Никита. После долгих истязаний, которые, однако, не причинили святому вреда, Афанарих велел сжечь мученика.
История с видением иконы, которой нет в каноническом житии Никиты, встречается среди «отреченных» книг – апокрифов, которые церковь отнесла к сомнительным источникам. Тем не менее, среди вымысла в этих сборниках христианских легенд могли сохраниться подлинные древние предания. Одним из таких апокрифов было «Житие святого мученика Никиты». Здесь Никита назван не варваром, а римлянином и даже сыном императора Максимиана. В апокрифе подробно рассказывалось, как мученик Никита спорил о вере со своим отцом-язычником, и, укрепляемый архангелом Михаилом, оставался невредимым после пыток и мучений. Никита обратил в христианство тысячи язычников, в том числе двух колдунов, которые не смогли убить его заклятым зельем.
В начале апокрифа сказано, что во сне Никите было «видение пречестного креста над головой». Утром он вышел в город и стал искать человека, который бы истолковал его сон. Никита встретил блаженную женщину по имени Ульяна. Она показала Никите свой нательный крест с изображением Пресвятой Богородицы. Это был энколпион – небольшой двусторонний крест, изображающий распятие с одной стороны, а Богородицу – с другой. Такие кресты-медальоны были распространены и на Руси. Никита, увидев изображение Богоматери на крестике Ульяны, поклонился и сказал: «Воистину это то самое видение, что видел я ночью!» С этого момента Никита уверовал во Христа и отказался от служения языческим богам. В этом апокрифическом тексте история прообраза Новоникитской иконы выглядит яснее и логичнее, чем в сборнике Е. Поселянина, где Никита почему-то обнаруживает икону у себя на груди.
В конце апокрифа указывалось, чем может помочь мученик Христов Никита: «Если кто начинает плохо учиться делу своему, то хорошо научится, если болеет – получит исцеление, если в горьком рабстве пребывает, то освободиться, если бесы мучают, то избавится от них, а сирота и вдовица заступничество получат».
В Никитской церкви села Софьино есть еще несколько редких святынь. Во дворе поставлен столбик наподобие голбца, в котором помещена резная икона Божией Матери «Неопалимая купина». Богородица изображена внутри пересекающихся ромбов, по углам которых вырезаны ангелы и животные – символы четырех апостолов-евангелистов. «Неопалимая купина» – это видение пророком Моисеем несгорающего в огне тернового куста, которое толкуется как прообраз Божией Матери в Ветхом Завете. Перед этой иконой, в частности, молятся об избавлении от пожаров. С западной стороны храма стоит каменный поклонный крест – копия знаменитого Годеновского креста в Ярославской области. О благополучии в семье в Софьино молятся у «Семейного животворящего креста».