Подворье Зачатьевского монастыря в Барвихе
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В деревне Барвиха на Рублево-Успенском шоссе находится красивый деревянный храм подворья московского Зачатьевского монастыря. Нынешнее здание церкви Покрова Пресвятой Богородицы было построено в 1998 году неподалеку от исторического места монастырского подворья. В своем облике церковь повторяет черты разобранного в советские годы прежнего храма 1910 года архитектора А. А. Латкова. В деревне Барвиха скончалась и была погребена у храма последняя перед закрытием в 1918 году настоятельница Зачатьевского монастыря игуменья Мария (Коробка).
Деревня Барвиха не принадлежит к числу древних селений Подмосковья: она была основана только в начале XIX века, после переселения сюда нескольких семей из двух соседних деревень. Незадолго до нашествия Наполеона сюда переехали четыре двора из Луцкого и один двор из Шульгино. По сведениям одинцовского краеведа А. А. Пузатикова, первыми в Барвихе обосновались крестьяне Макаровы, Никитины, Хряповы и Сергеевы, потомки которых жили здесь, по крайней мере, до 1980-х годов.
Шульгино изначально было вотчиной князя Ивана Васильевича Голицына, а после Смутного времени и до 1646 года находилось во владении окольничего Льва Ивановича Далматова-Карпова. В 1681 году Шульгино перешло к звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю. С 1767 года Луцкое, Шульгино и Барвиха составляли одну общую дачу с богатыми лесными и рыболовными угодьями.
Луцкое располагалось на левом берегу реки Москвы и называлось так за свое положение у речной излучины – «луки». Во времена императора Павла I Луцкое принадлежало особому ведомству, которое направляло доходы на содержание Мальтийского ордена. В начале XX века в селе Рублево была построена водонапорная станция, из-за чего дворы в Луцком оказались затоплены. Деревню даже пришлось перенести на правый берег Москвы, где она получила название Новолуцкого или Луцкого-Жуковки, а со временем вовсе исчезла с карт.
Барвиха с самого начала располагалась на правом высоком берегу реки Москвы, то есть напротив бывшей деревни Луцкое, возле места впадения в нее речки Самынки. По расположению вблизи устья этой речки и деревню иногда называли Самынкой. Например, в списке населенных мест по сведениям 1859 года деревня отмечена тройным названием: «Луцкая-Самынка (Борвиха)».
Название Барвиха (или Борвиха) когда-то звучало более угрожающе – «Оборвиха». Именно в таком варианте упоминал ее известный русский писатель и мемуарист Сергей Тимофеевич Аксаков. В сочинении «Записки об ужении рыбы» есть такой отрывок:
«Я жил это лето (1841 года) в подмосковном селе Ильинском; от него верстах в трех есть довольно большой, глубокий пруд и мельница при деревне Оборвихе на речке Сомынке <…> Один раз подъезжая к пруду, я увидел, что все берега белелись, точно по краям воды лежал снег; подошед ближе, я рассмотрел, что это была снулая рыба».
С местных рыбных угодий, можно сказать, и началась история подворья московского Зачатьевского монастыря в Барвихе. 18 марта 1798 года на престол вступил император Павел I. В тот же самый день игуменья Зачатьевского монастыря Доримедонта получила известие о разрешении монархом ее просьбы в отведении угодий и рыбных ловель в Звенигородском уезде Московской губернии.
Согласно именному указу царя Павла Петровича обозначались границы этой подмосковной местности: «В Звенигородском уезде от устья реки Жуковки вниз по Москве реке до Луцковских дач в длину на три версты рыбную ловлю, числившуюся за Владимиром Тимофеевым <…> отвесть во владение Московского Зачатиевского девичьяго монастыря».
Конечно, подворье монастыря в бывшем Звенигородском уезде было создано далеко не сразу. Первое время московская обитель использовала рыбную ловлю по прямому назначению для собственных нужд, а с 1830 года отдала в аренду предприимчивым крестьянам Афанасию Жигареву и Андрею Петрову. Впоследствии ловли переходили от одного арендатору к другому, а незадолго до организации школы и подворья находились на содержании некоего Ефима Андреева из деревни Луцкой.
Монахиня Доримедонта (Протопопова), с именем которой связано появление у Зачатьевского монастыря земель будущего подворья, была определена на место игуменьи московской обители 26 июня 1794 года. Она управляла монастырем вплоть до своей кончины в 1818 году, передав игуменский посох инокине Митрополии.
Игуменья Доримедонта много потрудилась для украшения Зачатьевской обители в Москве, основанной на нынешнем месте у Остоженки еще в XVI веке. В 1798 году была разобрана старая и возведена новая каменная трапезная церковь с приделами мученика Федора Стратилата и святителя Алексия Московского. В 1800 году была построена новая трехъярусная колокольня. Четыре года спустя неутомимая в благих делах Доримедонта начала строительство новой соборной церкви в готическом вкусе в честь Рождества Богородицы.
На время игуменства Доримедонты выпали тяжелые годы нашествия французов, московского пожара 1812 года, и восстановления обители после войны. К сожалению, упоминавшиеся постройки игуменьи Зачатьевского девичьего монастыря Доримедонты были уничтожены в советское время. От старого монастырского ансамбля сохранились до настоящего времени лишь надвратная церковь конца XVII века и поздняя Духовская церковь при богадельне.
В 1909-1910 годах на хуторе рядом с деревней Барвиха был создан целый духовно-просветительский комплекс, в который вошли церковно-приходская школа, трапезная, больница, кельи для монахинь. Его центром стала деревянная Покровская церковь, созданная по проекту зодчего А. А. Латкова, до этого много трудившегося для украшения Троице-Сергиевой лавры и ее скитов. В 1911 году состоялось тожественное освящение церкви в Барвихе на подворье Зачатьевского монастыря. Богослужения продолжались здесь вплоть до 1928 года, когда сама обитель в Москве уже была закрыта.
В 1930 году Покровская церковь была разобрана, а из ее бревен сложили здание школы в селе Ромашково. Это здание стояло в Ромашково еще в начале 1990-х годов. Примерно в те же годы началось возрождение исторического подворья Зачатьевского монастыря в Барвихе. В 1996 году патриарх Алексий II благословил восстановить подворье, а два года спустя был построен новый Покровский храм, повторявший по своей архитектуре формы прежнего здания.
Появление подворья Зачатьевского монастыря в Барвихе связано с именем последней игуменьи перед революцией Марии (Коробки). Игуменья Мария – в миру Елена Федоровна – родилась в 1857 году в знатной семье. В разные годы она работала учительницей в Оренбургской губернии, Одессе, Севастополе. В 1880-1890-х годах Елена Федоровна была классной дамой в Смольном и Мариинском институтах в Санкт-Петербурге.
В 1907 году Елена Коробка поступила послушницей в серпуховский Владычный монастырь. Уже через два года она приняла монашеский постриг с именем Мария и вскоре была возведена в сан игуменьи Зачатьевского монастыря в Москве. Игуменья Мария много потрудилась не только для создания подмосковного подворья, но и для украшения и устройства самой московской обители. Она скончалась в Барвихе и была погребена у алтаря старого Покровского храма. В 2016 году на подворье в Барвихе был освящен небольшой храм преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы последней игуменьи.