Псевдоготический храм Баташевых
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Смоленская церковь в Ивантеевке – редкий для Подмосковья пример архитектуры псевдоготики. Храм был построен на средства Елизаветы Осиповны Баташевой – супруги знаменитого сталепромышленника Ивана Родионовича Баташева, который вместе с братом Андреем владел многочисленными металлургическими заводами в разных губерниях Российской империи. Изначально храм был освящен как Спасский, но с 1989 года, когда в нем возобновились богослужения после нескольких десятилетий запустения, стал именоваться в честь Смоленской иконы Божией Матери. Один из списков иконы издавна почитается в этой местности.
Первый храм во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии в селе Копнино, на месте которого возникла Ивантеевка, был построен в 1756 году содержателем бумажных фабрик, президентом Коммерц-коллегии Яковым Матвеевичем Евреиновым. В.И. Холмогоров приводил текст челобитной Евреинова в Вотчинную коллегию, где среди прочего тот писал следующее: «Имеется у меня бумажный завод в Московском уезде, в Бохове стану, и при оном имеется прикупное недвижимое имение сельцо Копнино в Радонежской десятине, и по обещанию моему построил я, именованный в том сельце и при заводе церковь Божию во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы…»
В 1803 году новая владелица бумажных производств Елизавета Осиповна Баташева начала строительство каменного храма, сохранившегося до сего дня. Ее супруг происходил из рода железнозаводчиков Баташевых. Предки Ивана Родионовича вышли из среды тульских кузнецов. Вклад этой семьи промышленников в отечественную историю был сравним со вкладом династии Демидовых, но, в отличие от последних, создавших производство на Урале, Баташевы владели фабриками в средней полосе России. Расположение заводов сравнительно недалеко от столиц, делало их производство более уязвимым для контролирующих органов, чем на Урале. Вот почему они стали лишь вторыми российскими железнозаводчиками после Демидовых.
Во второй половине XVIIIстолетия братья Андрей и Иван Баташевы обосновались в Выксе Нижегородской губернии, где построили железный завод. Народная молва рисовала старшего брата Андрея Родионовича Баташева как властного, беспощадного и жестокого деспота, а его младший брат Иван Баташев представлялся его полной противоположностью: был скромным, умеренным и благочестивым.
Вот что писал об Андрее Баташеве Т. Толычева в «Русском архиве» за 1871 год: «Он был человек замечательного ума и непреклонной воли, ни перед кем не робел и не перед чем не останавливался… При сильных страстях, необузданных воспитанием, он не признавал ни закона, ни правил, и был из тех людей, о которых русский человек говорит, что им море по колено… Соседние владельцы трепетали при его имени, городские власти покорялись беспрекословно его воле». Андрей Родинович Баташев принимал на заводы беглых заключенных и укрывавшихся от рекрутской повинности, покровительствовал разбойникам, промышлявших на дорогах.
В Выксе многие годы рассказывали страшные истории о деспотизме Андрея Баташева. Провинившихся рабочих хозяин безжалостно скидывал в шахты, морил голодом и даже якобы распинал на крестах. Под усадебным домом Баташева будто находили подвалы и потаенные ходы, наполненные человеческими костями. Одному из соседних помещиков, отказавшему уступить Баташеву землю, он устроил такое наказание: пригласил неуступчивого соседа на охоту, во время которой рабочие завода разобрали до основания его усадьбу, перепахав землю так, что от нее не осталось и следа. В другой раз Баташев пошел дальше – захотел забрать себе жену одного из помещиков. Встретив и тут отказ, владелец железного промысла пригласил соседа на свой завод, где того схватили рабочие и бросили в пламя доменной печи. Молва утверждала, что на Гусевском заводе Баташева существовала подземная нелегальная чеканка денег. Когда полиция, заинтересовавшись слухами о «Баташевском монетном дворе», прибыла для обследования подвальных помещений, Андрей Родионович велел немедленно засыпать все входы и выходы подполья, тем самым похоронив заживо своих рабочих-фальшивомонетчиков.
Совсем иным описывала молва младшего брата Ивана Родионовича Баташева. «Не говоря уже о выдающемся уме, энергии и трудолюбии, Иван Родионович отличался поразительной добротой, уважением к чужой личности и редким для промышленников XVIIIвека умением согласовать свои собственные интересы с интересами ближних», – так характеризовали его в Русском биографическом словаре. Поначалу Иван Родионович был молчаливым наблюдателем бесчинств старшего брата, но затем стал требовать своей доли в семейном производстве. Согласно разделу между братьями, Ивану Баташеву отошли семь заводов в Тамбовской, Владимирской и Нижегородской губерниях. На Выксе с приходом нового хозяина все преобразилось: прекратилось насилие, были удалены беглые каторжники и разбойники. Иван Баташев помогал беднякам, строил больницы и возвел в своих владениях пятнадцать церквей. Т. Толычева так описывала его портрет: «Старичок не утратил в продолжение целого почти столетия, прожитого им в безмятежной и скромной деятельности, выражения добродушной хитрости и душевного спокойствия. Седые волосы выбиваются из-под колпака, покрывающего его голову, и улыбка озаряет всю его физиономию… Такие лица мы встречаем часто на Фламандских картинах».
Вторая супруга Ивана Родионовича Баташева в начале XIXстолетия стала владелицей села Копнино (Вантеевки), бумажного и полотняного заводов. Подражая мужу, который возвел пятнадцать церквей при своих предприятиях в разных губерниях, Елизавета Осиповна в 1803 году начала строительство каменной церкви в подмосковном имении. В качестве архитектора был выбран Алексей Никитич Бакарев – ученик выдающихся русских зодчих Матвея Казакова и Василия Баженова. Следуя учителям, Бакарев работал в стиле «русской готики». Смоленская церковь в Ивантеевке – это одна из двух замечательных построек Бакарева в Подмосковье в псевдоготическом стиле наряду с Никольским собором в Можайске. Семейство Баташевых, видимо, питало особую любовь к этому архитектурному стилю. При Гусевском заводе (поселок Гусь-Железный Рязанской области) – вотчине упоминавшегося деспота Андрея Родионовича Баташева – примерно в то же время началось строительство величественного Троицкого храма в классическом стиле с элементами западной готики.
Смоленский храм в Ивантеевке изначально был Спасским, хотя деревянная Одигитриевская церковь существовала здесь еще с середины XVIIIвека. В этой местности особо почитался список чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. В 1930-е годы Спасский храм в Ивантеевке был закрыт, а местная святыня исчезла. В 1989 году церковь одной из первых в Подмосковье была возвращена общине верующих. Ее вновь освятили, и с той поры она стала именоваться Смоленской.