Пятницкое подворье в Сергиевом Посаде
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
У подножия холма, на котором стоит Троице-Сергиева лавра, находятся две небольшие старинные церкви Пятницкого подворья: Введения Пресвятой Богородицы и мученицы Параскевы. Обе церкви были построены в XVI веке на месте, где еще при первых преемниках преподобного Сергия существовала богадельня. На протяжении пяти веков Пятницкое подворье не раз меняло свое назначение: здесь помещались мужской монастырь, женская обитель, тюрьма, место ссылки нерадивых монахов, приходские церкви. После революции 1917 года власти устроили в храмах мельницу и склад зерна. В XVII веке на Пятницком подворье прославился чудесами местный список Казанской иконы Божией Матери.
Преподобный Сергий Радонежский был заступником и помощником нищих, странников и недужных. Епифаний Премудрый записал в житии такой завет преподобного: «Он заповедал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим. Он говорил «Если вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа и по моем отшествии от этой жизни обитель процветет и нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою».
Исполняя эту заповедь, преемники преподобного Сергия поставили у стен монастыря особую богадельню для нищих и странников. Первые упоминания о деревянной Введенской церкви на подоле возле Троицкого монастыря встречаются в документах конца XV и начала XVI веков. Особый «богадельный монастырь» по форме был чем-то средним между приходской церковью, иноческой обителью и богадельней. В Введенской церкви служили приходские священники, но попечение о живущих здесь нищих и больных осуществляли иноки под присмотром особых «подольных старост».
В 1478 году в Троице-Сергиевом монастыре побывал преподобный Иосиф Волоцкий. По образу богадельного монастыря у стен лавры святой Иосиф впоследствии создал такой же приют при своем монастыре. Он построил странноприимный дом за стенами Волоцкой обители с церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Впоследствии эта странноприимница тоже получила название «богорадного монастыря».
Ныне сохранившаяся каменная церковь Введения Пресвятой Богородицы была построена в 1547 году. Об этом свидетельствует следующая историческая запись: «Лета 7055 поставлен храм камен в подоле Введение святыя Богородицы, а ставил ее Иван Хабаров». Храмоздателем был боярин, пострадавший в царствование Ивана Грозного. Князь А. М. Курбский называл Хабарова «мужем искусным в книжном разуме, мало радевшем о своих сокровищах и утешавшемся благочестием». Впоследствии боярин Иван Хабаров принял постриг в северном Кирилловом монастыре, однако иноческие ризы не спасли его от жестокой расправы – он был убит вместе со своим единственным сыном, а все имущество перешло в казну.
В том же 1547 году на подоле построили рядом вторую каменную церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Введенская церковь осталась для мирян – жителей подмонастырской слободы, а новая Пятницкая стала местом отдельной молитвы монахов. С этого времени богадельня из подольных храмов переместилась на новое место, а здесь был образован Пятницкий мужской монастырь.
Сохранилось много документальных свидетельств о существовании монастыря во второй половине XVI века. Завещатели, желавшие, чтобы их похоронили в Троицкой обители, в те годы обязательно уточняли, в каком именно из двух монастырей они хотели бы найти последнее пристанище. Троицкую обитель они именовали «большим», «верховным» или монастырем «на горе», а Пятницкий – «малым», «подольным», «под горой».
Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но были разрушены главы Введенской и Пятницкой церквей, разломана ограда, сожжены деревянные иноческие кельи. Почти все старцы Пятницкого монастыря – около двадцати человек – погибли.
После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь был восстановлен уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосеньи. Оба были разорены неприятелем, однако сестры смогли укрыться в лаврских стенах. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, воссозданного в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия инокиня Евфросиния.
В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе, которую написал инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы, которую поставил в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы был отслужен молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов, от головной боли – троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий.
До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви, а затем был перенесен в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарем, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь, чем сильно опечалил прихожан, которые лишись возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме.
Во время Рождественского поста инок Лука услышал голос, исходивший от Казанского образа: «Ты образ мой чудотворный в тесности затворил; встань и учреди место в церкви между образами святой Троицы и Параскевы, дощечку прибей тремя гвоздями и на том месте поставь меня». Лука сначала не поверил видению, но на другой день снова услышал голос: «Чернец, почему не веришь слову моему? Пойди и устрой мне место, как тебе было сказано». Пономарь в страхе вышел из церкви и по дороге случайно встретил плотника с дощечкой. Лука попросил его помочь установить Казанскую икону. Плотник охотно согласился: прибил доску тремя гвоздями и установил чтимый образ в иконостасе.
В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворная Казанская икона Пятницкого монастыря была привезена в Москву для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве и больше в Сергиев Посад не вернулся.
В 1660 году сестры Пятницкой обители были переведены в Хотьковский монастырь. Опустевшие храмы на подоле получили новое неожиданное назначение – стали местом заточения преступников. Тюрьмой, видимо, служил глубокий каменный подвал Введенский церкви, состоявший из трех камер с окошками и общей дверью. В народе сложилась легенда, будто в склепе Введенской церкви бывшего Пятницкого монастыря был заключен сам Степан Разин. Инок Арсений в сочинении 1894 года приводил строки из народной песни:
У Троицы было у Сергия под горой, За каменною за белою стеной, Стояла там темная темница. А во той ли темной темнице Сидел там удалый молодчик, По имени-прозванью Стенька Разин.
Тюрьма просуществовала в стенах Пятницкого подворья около двадцати лет. На Московском соборе 1681 года было принято решение обратить бывшую обитель у стен Троице-Сергиева монастыря в место ссылки нерадивых иноков из Москвы и других городов, которые «ходят по кабакам и по корчмам, и по мирским домам, упиваются до пьяна и валяются по улицам».
В XVIII столетии у древних подольных храмов появились приделы. У Введенской церкви – равноапостольных Константина и Елены (1729), а у Пятницкой – архангела Михаила (1769). Историк Н. М. Снегирев предполагал, что Константино-Еленинский придел мог быть сооружен в память о несохранившейся деревянной церкви святых Константина и Елены. По преданию, эту древнюю церковь соорудила царица Елена Глинская в благодарность небесной покровительнице за дарование сына Ивана. Как известно, Иван Васильевич Грозный был крещен в Троице-Сергиевом монастыре на десятый день после рождения.
Введенская церковь Пятницкого подворья привлекала особое внимание дореволюционных и советских историков. К. М. Быковский, А. А. Потапов и И. П. Машков относили ее по устройству плана к типу новгородского одноглавого храма и сравнивали по архитектуре с церковью Сошествия Святого Духа Троице-Сергиевой лавры (1559). Н. М. Снегирев писал в 1850 году о Введенской церкви следующее: «Об искусстве зодчего свидетельствует прочность, соразмерность, стройность, легкость и красивость здания, в котором тип Византийский соединен с Ломбардским. Это дает повод предполагать, что она строена одним из италианских или псковских зодчих, сооружавших церкви и палаты в Москве и в Троицко-Сергиевом монастыре»