Скульптура Иисуса Христа в Удельной
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Бронзовые памятники почитаемым монахам и отшельникам можно увидеть в Сергиевом Посаде, Звенигороде, Волоколамском районе и других местах Подмосковья. Такие святые как Сергий Радонежский или Савва Сторожевский прославились не только как религиозные деятели, но и как важные исторические личности. Особняком в этом ряду стоит скульптура Иисуса Христа из поселка Удельная Раменского района. В статье вы узнаете, могут ли бронзовые памятники исцелять подобно чудотворным иконам, и почему в московском музее архитектуры находится точно такая же скульптура Спасителя.
Бронзовая фигура Иисуса Христа находится во дворе Троицкой церкви поселка Удельная. Этот красивый деревянный храм был построен чуть более ста лет назад по проекту знаменитого архитектора Семена Эйбушица. Выходец из Австрии прославился возведением многих зданий в столице. Эйбушиц исповедовал лютеранство, что не мешало ему проектировать православный храм или хоральную синагогу в Москве. Однако появление нехарактерной для православного обряда священной скульптуры никак не связано с влиянием архитектора-иноверца. Эйбушиц, напротив, создал Троицкий храм в подчеркнуто русском стиле, и не предполагал установку бронзовой статуи Христа.
История появления скульптуры во дворе Троицкой церкви начинается в 1888 году. В тот год в Раменском скончался директор местной ткацкой фабрики Федор Михайлович Дмитриев. Рабочие любили начальника, потому что он, следуя библейским заповедям о помощи «труждающимся и обремененным», сделал многое для облегчения условий труда на своем предприятии. Идея украсить надгробие этого доброго человека скульптурой Иисуса Христа с распростертыми руками прекрасно отражала характер покойного. Задумку взялся воплотить в бронзе знаменитый скульптор Марк Антокольский. Работы этого художника можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве. Образ Христа, к которому Антокольский обращался в своем творчестве и раньше, на этот раз должен был олицетворять слова из Евангелия: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас». Скульптуру установили в Раменском, где находилась могила фабриканта Дмитриева.
В 1930-е годы на волне очередной атеистической кампании церковь в Раменском, на территории которой был захоронен Дмитриев, закрыли, а удивительной красоты памятник Христу оказался под угрозой уничтожения. К счастью, в то время нашлись люди, которые вывезли скульптуру из Раменского в Москву. В столице надгробный памятник определили на хранение в музей архитектуры, помещения которого тогда находились в закрытом для богослужений Донском монастыре. Однако в Раменском на могиле Дмитриева осталась заброшенной большая каменная сень, созданная в одно время со скульптурой. Чтобы уберечь сень от порчи и разрушения, верующие Троицкой церкви в Удельной решили перевезти ее в свой храм, службы в котором не прекращались и в советские годы. В 1988 году, когда исполнилось сто лет со дня кончины Федора Михайловича Дмитриева, настоятель и прихожане церкви в Удельной решили заказать копию скульптуры Иисуса Христа, оригинал которой хранился в музее в Москве. Новую скульптуру поместили в подлинную сень, которую им удалось сберечь.
Какова же была дальнейшая судьба подлинника? Многие считают, что статуя Христа из Раменского продолжает храниться на территории Донского монастыря, но это не так. В 1990-е годы Донской монастырь вернули верующим, а заставленные экспонатами залы церквей стали освобождать для проведения богослужений. Музею архитектуры имени Щусева выделили новые помещения в самом центре Москвы, и памятник переехал во второй раз.
Копия скульптуры Христа почитается сегодня в поселке Удельная, как священный образ Спасителя. Перед памятником на постаменте, как перед иконой, зажигается лампадка. Является ли такое изображение Христа правильным с точки зрения церковных канонов? В книге церковных правил XI века относительно форм икон сказано следующее: «Писать святые иконы и изображать нужно так, как повелели святые отцы на Седьмом соборе: на любом дереве и камне, и на столбах, и на стенах, и на церковных сосудах, которые имеют прочный материал, а на стекле святых икон не писать и не изображать, поскольку это хрупкая вещь». Седьмой собор, о котором идет речь в цитате, был созван в Византии в VIII веке, для того чтобы утвердить правила почитания икон. Таким образом, скульптура Иисуса Христа, сделанная из довольно прочного материала, не противоречит церковным канонам.
Стоит упомянуть еще одну бронзовую статую Иисуса Христа, судьба которой оказалась связана с Подмосковьем. Речь идет о скульптуре с Немецкого кладбища в Москве. Осталось много свидетельств о чудесах и исцелениях, которые происходили от этого памятника в первой половине двадцатого века. Как и в случае с могилой Дмитриева в Раменском, московская скульптура Иисуса была заказана для семейной усыпальницы богатого промышленника барона Николая Карловича фон Мекка. Работу для барона выполнил итальянский художник Романелли. Несмотря на то, что Немецкое кладбище издавна было местом захоронения иностранцев католического и протестантского вероисповедания, итальянская скульптура Христа стала местом паломничества православных жителей Москвы. Верующие приходили на кладбище к образу Христа с водой и поливали ему руки. Воду, которая текла по рукам памятника, вновь собирали в бутылки и банки, после чего она приобретала целительные свойства.
В сороковые годы двадцатого века советское правительство решило избавиться от постоянной толпы людей с банками воды на Немецком кладбище у статуи Христа. Скульптуру вывезли в запасники все того же музея архитектуры, где в то же время находился и Христос с могилы Дмитриева. Дальнейшая судьба московской скульптуры символична. Если оригинал бронзового Христа Антокольского из Раменского так и остался в столице, то московская статуя с Немецкого кладбища, наоборот, оказалась в Подмосковье. В пятидесятые годы чудотворную статую по просьбе тогдашнего патриарха Алексия I вывезли во вновь открывшуюся после войны Троице-Сергиеву Лавру. Там она находится и сегодня в церковно-историческом кабинете Духовной академии.