Старинный погост Люторица и его приход
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Крестовоздвиженская церковь в селе Сокольниково городского округа Домодедово была построена в 1855 году. Величественный храм с высокой колокольней принадлежит к числу образцов архитектурного направления, созданного Константином Андреевичем Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Композиция храма сочетает в себе приемы позднего классицизма и формы псевдорусского стиля. Храмоздателями, попечителями и благотворителями Крестовоздвиженского прихода многие годы были купцы Толоконниковы – богатые ямщики, основатели перчаточной и ситценабивной фабрик в соседней деревне Угрюмово.
Прежнее название села Сокольниково – погост Люторица. В документах 1627-1629 годов описывается запустение погоста после трагических событий Смутного времени: «На пустоши, что был погост приходный, на речке Люторице… церковь древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась; у церкви место попово, место пономарево пусты; паши церковной перелогом и лесом поросло…»
В приход Воздвиженской церкви входило сельцо Лешино, которым в середине XVIIIвека владел капитан Федор Данилович Шиловский. В 1760-х годах помещик несколько раз обращался в Сенат из-за периодических побегов его крестьян в малороссийские раскольничьи слободы. В 1755 году капитан Шиловский подал прошение в Московскую духовную консисторию о том, чтобы построить на погосте новую деревянную церковь. Прошение было удовлетворено, и в ноябре 1756 года церковь была поставлена и освящена в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня.
В приходе Воздвиженской церкви погоста Люторица до середины XVIII столетия состояла деревня Мелихово. Здесь полтора века спустя в 1892-1899 годах жил и работал писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово отстояло от приходской Воздвиженской церкви за 4 версты, поэтому в 1756 году поручик Андрей Наумов инициировал строительство своего деревянного храма во имя Рождества Христова. Эта старинная церковь в Мелихово, которую посещал впоследствии и Чехов, к сожалению, сгорела в 1994 году. В 1999 году на ее месте был построен новодельный храм в старых формах.
Еще один утраченный памятник деревянного зодчества XVIIIвека находился непосредственно на погосте Люторица в Сокольниково – это была часовня-восьмерик с небольшой главкой. В работе М. М. Дунаева «К югу от Москвы» есть такое ее описание: «Еще километра два вверх по Люторке – и дорога выходит к селу Сокольникову, близ которого в конце прошлого века была возведена огромная церковь в «византийском стиле» с высокой колокольней, хорошо видной почти от самых Новоселок. Рядом с этой церковью стояла прежде небольшая часовенка XVIII века… Ныне она перенесена в создаваемый близ Нового Иерусалима музей деревянного зодчества под открытым небом».
По другой версии старинная часовенка в Сокольниково сгорела в 1976 году еще до переноса в Истру. Таким образом, возле стен Ново-Иерусалимского монастыря была воссоздана лишь копия часовни из Сокольниково. «Миниатюрный восьмеричок из Новосокольников Чеховского района напомнит о дубравах близ Мелихова», – писали исследователи подмосковного деревянного зодчества Б. Зайцев и П. Пинчуков в 1978 году.
Предприимчивые крестьяне Толоконниковы из приходской деревни Угрюмово создали в 1826 году прибыльное дело – основали собственное производство перчаток. Перчаточная фабрика С. Толоконникова при деревне Угрюмово выпускала лайковые, шведские и замшевые перчатки всех сортов, осуществляла выделку кож. Лайка выделывалась из передней половины жеребячьей кожи. Ходовым товаром были лосиные перчатки для кучеров и солдат-кавалеристов.
Шитье перчаток было традиционным женским промыслом для этих мест. В 1880-х годах в Бавыкинской, Вельяминовской и Семеновской волостях этим ремеслом занималось более 500 крестьянок. Перчатки шили преимущественно девушки с 10-12 летнего возраста или женщины, которые были избавлены от грубой хозяйственной работы в зимний период. Ремесло требовало незагрубелых пальцев, иначе мастерица не могла бы работать тончайшей иглой. Женщины начинали брать заказы на перчатки после праздника Воздвижения Господня (27 сентября по новому стилю) и заканчивали к 21 июля – празднику Казанской иконы Божией Матери. За этот период в 9 с половиной месяцев каждая изготавливала в среднем около 40 пар перчаток.
Работу мастерицам давали или местные фабриканты Толоконниковы или московские фирмы. В справочной книжке 1890 года в качестве владелицы фабрики упоминалась крестьянка Авдотья Ивановна Толоконникова и Иван Тимофеевич Толоконников. Позже перчаточной фабрикой владел его брат Семен Тимофеевич Толоконников.
С 1860 года в Угрюмово заработала еще и ситценабивная фабрика Герасима Толоконникова. В 1890-е годы ей владели его сыновья – братья Александр и Степан. На средства Толоконниковых был построен ныне сохранившийся в Сокольниково величественный храм Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Попечителями храма местные купцы оставались и в дальнейшем. В конце 1890-х и начале 1900-х годов старостой Воздвиженской церкви погоста Люторицы значился один из братьев – Александр Герасимович Толоконников.
С фабрикантами Толоконниковыми был хорошо знаком Антон Павлович Чехов, живший в 1890-х годах в соседнем селе Мелихово и некоторое время работавший в качестве врача Мелиховского участка. На заседании санитарного совета 29 октября 1892 года по предложению Чехова была выражена благодарность Степану Герасимовичу, Александру Герасимовичу и Ивану Тимофеевичу Толоконниковым за «полезную деятельность и содействие в мероприятиях против угрожавшей холеры». В 1898 году Чехов хлопотал об устройстве сына С. Т. Толоконникова на пансион в 2-ю гимназию в Москве. Жизнь семьи крестьян деревни Угрюмово, в доме которой Чехов некоторое время принимал больных, была изображена в повести «В овраге» (1899).
С погостом Люторица связана судьба церковного публициста и старейшего преподавателя Московской духовной семинарии Сергея Ивановича Кедрова. Он родился 13 марта 1853 года в семье многодетного священника Крестовоздвиженской церкви Иоанна Кедрова, и детство его прошло в большой нужде. Во время обучения в московской семинарии и академии Кедров был отмечен знаменитым профессором Е. Е. Голубинским, а после окончания этих учебных заведений, был определен на должность преподавателя истории в Саратов.
В 1899 году указом обер-прокурора Святейшего Синода С.И. Кедров был направлен в Москву преподавателем истории в Московскую духовную семинарию. Параллельно с этим Кедров преподавал в женской учительской семинарии Чепелевской и в Московском Александровском женском институте. Сергеем Ивановичем Кедровым было написано множество статей и очерков, опубликованных в церковных и исторических журналах того времени. Вот некоторые из них: «Авраамий Палицын, как писатель», «Древние русские Братства», «Князь Борис Иванович Куракин», «Русь Петра Великого за границей», «О патриархе Ермогене» и др. Скончался 23 августа 1914 года и был погребен на Лазаревском кладбище в Москве.
Восстановленный храм Воздвижения Креста Господня живописно расположен на возвышении на границе городского округа Домодедово. Можно согласиться со словами священника Иоанна Кедрова, который в письме митрополиту московскому Макарию в 1858 году сообщил следующее: «Наша церковь одна из лучших во всем благочинном округе и представляет из себя капитальное красивое здание… По новизне и прочности постройки, красивой архитектуре – эта церковь составила бы украшение столичного города».