Тихвинский храм в Коломне
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
На соборной площади Коломны рядом со старинным Успенским собором расположен кирпичный храм Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинский образ Богородицы, оригинал которого хранится сегодня в Успенском монастыре города Тихвина Ленинградской области, появился на русском Севере во времена княжения великого князя Дмитрия Донского, а монастырь, где несколько столетий хранилась святыня, был основан по указу царя Ивана Грозного. Так совпало, что оба этих правителя тесно связаны с историей подмосковной Коломны. В XX веке чудотворный Тихвинский образ ждала необычная судьба: сложными путями русская святыня оказалась в городе Чикаго, где провела полвека в церкви этого американского города.
Тихвинский храм принадлежит к числу церквей соборной площади Коломны. На небольшом пространстве в центре кремля находится целая плеяда храмовых построек: величественный Успенский собор, Троицкий собор и псевдоготическая Покровская церковь Ново-Голутвина монастыря, а также каменный Воскресенский храм, возведенный на месте деревянного, где венчался со своей супругой великий князь Дмитрий Донской. Чуть дальше в сторону Пятницких ворот стоят еще две церкви – Николы Гостиного и построенный в классическом стиле Крестовоздвиженский храм. Не сразу можно определить, какой же из этих храмов назван в честь почитаемой святыни русского Севера – Тихвинской иконы Богородицы. Тем не менее, найти церковь достаточно просто, ее вытянутое кирпичное здание вплотную примыкает к большой шатровой колокольне. Кстати, колокольня на площади тоже не единственная: рядом возвышается башня со звоном Ново-Голутвина монастыря.
Бросается в глаза странное соотношение масштабов колокольни и храма. Это достаточно редкий в церковной архитектуре случай, когда основное церковное здание является как бы вторичным по отношению к звоннице. Причина этого несоответствия состоит в том, что старинная шатровая колокольня была построена намного раньше Тихвинского храма. Нынешнее здание церкви при колокольне появилась на площади по инициативе местного купца Ф.Н.Тупицына в середине XIXвека. До этого здесь стоял обветшавший храм XVIIIвека. Существовала легенда, будто на этом месте находился деревянный Тихвинский храм еще в XIVвеке, то есть современный чуду появления иконы в Тихвине.
Большой список Тихвинской иконы Богородицы находится за колонной с правой стороны иконостаса этой коломенской церкви. К сожалению, после закрытия храма в советские годы, от внутреннего интерьера ничего не сохранилось, поэтому и нынешний Тихвинский образ – это современная работа иконописцев. В период господства в стране атеистической идеологии, когда в Коломне оставался действующим только один Богоявленский храм, расположенный вдали от основных достопримечательностей города, Тихвинский храм лишился своих куполов, а шатровая колокольня, к которой он примыкает, утратила циферблат и механизм часов. Кстати, это были не единственные городские куранты. Башенные часы с механизмом и боем находились еще и на колокольнях церквей Иоанна Богослова и Вознесения Господня в посадской части Коломны.
Коломну и Тихвин – далекие друг от друга города – связывают личности двух русских правителей: Дмитрия Донского и Ивана Грозного. Оригинал чудотворного образа, который получил имя Тихвинского, появился в русских землях в 1383 году. По преданию, рыбаки обнаружили его парящим над водами Ладожского озера. Икона Божией Матери необъяснимым образом несколько раз перемещалась из одного места в другое, пока, наконец, не остановилась в лесистой и болотистой местности у берегов реки Тихвинки, где позже возник монастырь. В то время, когда в Новгородских землях произошло явление Тихвинской иконы, в Москве правил великий князь Дмитрий Иванович Донской. С Коломной легендарного полководца связывала не только свадьба с суздальской княжной Евдокией в местной Воскресенской церкви. В 1380 году в Коломне собирались русские полки, которые под предводительством храброго московского князя должны были двинуться к Куликовскому полю, чтобы сразиться с полчищами ордынского хана Мамая. В память об этом событии над Пятницкими воротами Коломны установлена Донская икона Божией Матери.
Другой правитель, чье имя связано как с Тихвинским монастырем, так и с Коломной – это Иван Грозный. Почти два столетия после обнаружения чудотворной Тихвинской иконы, святыня хранилась в обычной деревянной церкви. В 1547 году царь Иван Грозный посетил эту церковь и поклонился Тихвинскому образу, а, вернувшись в Москву из богомолья, решил устроить на месте храма монастырь. С этой целью в Тихвин был послан московский митрополит Пимен. В 1552 году, возвращаясь в Москву из взятой Казани, Иван Грозный велел основать монастырь и в Коломне, который сегодня известен под именем Брусенского. Обитель находится в пятистах метрах от Тихвинского храма Коломны вблизи Грановитой башни кремля. В этом монастыре сохранился старинный шатровый Успенский храм-памятник, построенный в благодарность за победу над Казанским ханством. Естественно, что победитель считал себя продолжателем дела своего великого предка Дмитрия Донского, который первым одержал серьезную победу над восточным противником. Позже к крохотной Успенской церкви Брусенского монастыря была пристроена более просторная трапезная часть. Сегодня в этой обители особо почитается Казанская икона Божией Матери.
Удивительная судьба сопутствовала в XXвеке оригиналу Тихвинской иконы, копия которой находится в Коломне. После революции над Тихвинской святыней нависла угроза уничтожения. В 1930-е годы великолепный монастырь в городе Тихвине ликвидировали, его церкви закрыли, а икону поместили в местный музей. За одной бедой последовала другая. В 1941 году немцы на месяц заняли этот северный город. Девятого декабря советская армия заставила захватчиков отступить, однако те успели вывезти Тихвинскую икону с собой в Псков, откуда перенаправили в Прибалтику. К концу войны святыня оказалась в руках у православного священнослужителя латышского происхождения Иоанна Гарклавса, который скрылся в американском секторе оккупированной союзниками Германии.
Вместе с Гарклавсом русская святыня перебралась через Атлантический океан в США и нашла себе место в Троицкой православной церкви города Чикаго, где священнослужитель стал настоятелем. Деревянный храм, построенный американским архитектором Салливаном в русском стиле, появился в Чикаго еще в 1903 году. В начале XXвека русские миссионеры, в частности Тихон Белавин, избранный в 1918 году московским патриархом, основали Православную Церковь в Америке. Сначала новая церковная структура окормляла коренных жителях Аляски и Алеутских островов, которые издавна исповедовали православие, а затем объединила под своим крылом закарпатских русинов, спасавшихся в США от религиозных преследований Австро-Венгрии. Впоследствии американское православие росло благодаря нескольким волнам эмиграции из СССР и России, а также перехода так называемых «конвертов» из протестантских общин и католицизма.
В православном храме Чикаго Тихвинская икона хранилась более полувека. Иоанн Гарклавс завещал своему приемному сыну вернуть святыню в Тихвин при условии прекращения гонений на православие в России и полного восстановления обители. Хранитель иконы умер в 1982 году, и в те годы возрождение монашеской жизни в Тихвинском монастыре казалось несбыточной мечтой. Тем не менее, еще в 1945 году советские власти вернули верующим один из закрытых монастырских храмов в Тихвине. Это была небольшая церковь Успенского монастыря, которую в народе называли «Крылечком». В ней стали вновь совершаться богослужения. В 2004 году Успенский монастырь в Тихвине был, наконец, полностью восстановлен и возрожден. Уже не оставалось причин, чтобы чудотворный образ оставался в «американском плену», поэтому он вернулся на свое историческое место. Спустя три года после возвращения святыни из США в Тихвин в 2009 году иконописцами был заново расписан Тихвинский храм в Коломне, а 9 июля того же года – в день церковного празднования этой иконе – коломенский храм был освящен по архиерейскому чину.