Троице-Тихвинский храм в Дмитрове
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Тихвинском монастыре, располагавшемся в этой местности в XVI веке. Троицкая церковь – это редкий пример храма «двойника»: ее намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные благотворители Г.И. Ложкин и А.С. Фуфаев. В 1801 году церковь была освящена как Троицкая с Тихвинским и Никольским приделами.
Троицкая церковь в городе Дмитрове является интересным примером архитектуры провинциального барокко, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Растрелли. Однако эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально – Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до ее дмитровской «сестры». Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей.
Постройка храма по определенному образцу часто была обусловлена особой смысловой связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноименного Успенского собора в Москве второй половины XVвека. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в XVIстолетии. Если не считать облика куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе в Дмитрове.
Между Троице-Тихвинской церковью в Дмитрове и храмом мученика Никиты во Владимире есть историческая связь. В одном километре от Никитской церкви находится один из символов Владимира – Дмитриевский собор конца XIIстолетия с белокаменными рельефами. Это был придворный собор владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, чье имя он получил при крещении. Вспомним, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода-Димитрия Большое Гнездо. Обстоятельства выбора этого имени описаны в «Тверской летописи»: «О Дмитре. В лето 6663. Сущу князю Георгию Суждальскому Володимеричу (речь о Юрии Долгоруком) в своей области на реце Яхроме и с княгинею, и месяца октобря 19 день родися ему сын Дмитрий, и нарече ему имя Всеволод, и постав и на том месте в имя его град, и нарече его Дмитров. Сей есть Всеволод всем русским нынешним князем отец, зовомый Великое Гнездо».
Киевский и Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. Во второй половине XIIвека он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польский (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца), Переславль-Залесский, а также Городец и Кострому. В 1147 году в летописи впервые упоминается город Москва – окраинная крепость владений Юрия Долгорукого. В этой связи основание будущей столицы также приписывают князю Юрию Владимировичу. Сыновья князя Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили дело отца по возвышению и укреплению городов Северо-Восточной Руси. Вот почему сходство внешнего облика подмосковной Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове и Никитской во Владимире может иметь историческую логику.
Троицкая церковь в Дмитрове имела до XIXвека придел в честь Тихвинской иконы в память о существовавшем когда-то в ее окрестностях Тихвинском монастыре. Впоследствии за храмом закрепилось имя Тихвинского, хотя фактически престола в нем только два: главный во имя Живоначальной Троицы и второй во имя святителя Николая Чудотворца.
В древнем Дмитрове действовало четыре монастыря: Пятницкий девичий, Тихвинский, Борисоглебский и Никитский. Только Борисоглебский оставался действующим после секуляризации 1764 года, а Никитский и Пятницкий были упразднены и превращены в обычные приходы. На месте Пятницкой обители осталась Спасская церковь (сейчас перестроена и не действует), а на месте Никитского монастыря стояла одноименная церковь, снесенная в 1930-е годы при строительстве канала Москва-Волга. Тихвинский монастырь, о существовании которого напоминает Троице-Тихвинская церковь, видимо, пришел в запустение еще до церковных реформ Екатерины II. Построенный в 1801 году Троицкий храм был закрыт в советские годы, и в нем располагалось отделение Всесоюзного общества слепых. С 1996 года Троицкая церковь вновь была освящена, богослужения возобновились.
Монастыри Дмитрова в древности были местом средоточия церковной жизни, проведения крестных ходов и особых торжеств. Около упраздненной Никитской обители явилась верующим главная дмитровская святыня – деревянный Крест-распятие Спасителя, хранящийся сегодня в Третьяковской галерее. Вот что писала о обретении реликвии в путевых заметках Е.С. Горчакова: «Предание говорит, что это изображение Животворящего Креста Господня явилось на реке Яхроме, близ бывшего тогда в Дмитрове Никитского монастыря в 1291 году…и вследствие многочисленных чудесных исцелений было перенесено в соборный храм». До революции эта святыня считалась святыней не одного Успенского собора, а всего города. В особые дни Крест переносили из главного городского храма в Троице-Тихвинскую церковь и в другие приходы. Горчакова писала: «В самом же Дмитрове день его (Креста) чудного явления празднуется весьма торжественно, и в храмовые праздники приходских церквей города из собора совершаются к этим церквам крестные ходы, сопровождаемые Животворящим Крестом, как драгоценнейшей святыней дмитровцев».