Троицкая церковь села Внуково
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Троицкая церковь в селе Внуково Дмитровского городского округа была построена в конце XIXвека по проекту архитектора И. П. Ропета. В старину село называлось также Елпатьевским, так как первая деревянная церковь на этом месте была посвящена священномученику Ипатию Гангрскому – святому угоднику Елпатию. Деревянный храм во Внуково имел также придел во имя преподобного Макария – основателя древнего Троицкого Калязинского монастыря. С середины XVIвека и до секуляризации церковных земель в 1764 году Внуково принадлежало к числу вотчин этой древней монашеской обители Тверской епархии.
«Нам монастырским, жилось лучше, монастырь не гонял ни на какую полевую работу. Барские нам завидовали. Подати оброк заплати, вроде налога, и больше ничего не знаешь», – так вспоминал жизнь экономических крестьян житель бывшей монастырской деревни Слободищево Дмитровского уезда крестьянин Гадалкин в 1928 году. В старину все селения Дмитровского края делились на две большие группы: бывшие монастырские и помещичьи. Положение бывших монастырских сел и деревень было лучше и свободнее барских. В Дмитровском уезде свои вотчины имели следующие монастыри: Троице-Сергиев, Николо-Пешношский, Борисоглебский (в Дмитрове), Горицкий (в Переславле-Залесском), Новоспасский и т.д. Внуково было одним из таких сел: исторически оно являлось вотчиной Троицкого Калязинского монастыря.
Древний Троицкий Калязинский (Макарьевский) монастырь находился в Тверской епархии, но его история была тесно связана с подмосковным Дмитровским краем. Местность, где преподобным Макарием был основан новый монастырь, в XVвеке относилась к владениям дмитровского удельного князя. Обитель преподобного Макария в Калязине пользовалась особым почитанием дмитровского князя Юрия Ивановича. В 1511 году Юрий Иванович подарил монастырю несколько сел из своего уезда: Карабузино, Ушаково, Резаново, Семендяево, Пирогово, Спасское…
В 1521 году дмитровский купец Михаил Воронков, также глубоко почитавший святого Макария Калязинского, пожертвовал деньги на строительство в обители каменного собора Живоначальной Троицы. В 1523-1530 годах подобное усердие показал уже и сам дмитровский князь Юрий Иванович – на его средства был возведен каменный теплый храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба (Сретения Господня). До уничтожения монастыря в 1940 году Борисоглебская-Сретенская церковь считалась старейшей постройкой в Троицкой Калязинской обители.
Примерно в это же время в 1531 году дмитровский князь Юрий Иванович подарил Троицкому Калязинскому монастырю и подмосковное Внуково. Это дата стала первым документальным упоминанием села. Перед этим удельный князь Юрий выкупил Внуково у представителей старинного дворянского рода Болотниковых. Родоначальник фамилии Савлук Болотников приехал на Русь при великом князе Василии Ивановиче и за верную службу был пожалован подмосковным поместьем. Внуки Савлука Болотникова Федор и Иван в конце XVI - начале XVIIвека служили при царском дворе. В частности, Иван Болотников служил при царе Михаиле Федоровиче «дворцовым судьей» и владел имением Пересветовым в том же Дмитровском уезде.
В XVIвеке село носило двойное название Внуково-Елпатьевское. Первая часть названия, вероятно, была связана с фамилией первых помещиков Внуковых, которые, по версии историка и краеведа М. С. Померанцева, являлись далекими предками Александра Сергеевича Пушкина. Елпатьевским село называли по деревянной церкви Ипатия (Елпатия) Чудотворца – святого, жившего и скончавшегося в IVстолетии в Римской империи.
Житие этого редкого на Руси святого подробно описано в «Книге житий святых» святителя Дмитрия Ростовского. Святой Ипатий был епископом города Гангры в Пафлагонии на севере Малой Азии. Он был одним из 318 участников первого Вселенского собора в Никее, осудившего арианскую ересь. За свою святую жизнь Ипатий имел от Бога дар творить чудеса: исцелял больных, изгонял бесов, мог обратить горькую воду в сладкую.
В его житии описан полулегендарный сюжет победы над огромным змеем, захватившим казну римского императора Констанция. После кончины императора Константина Великого в Царьграде явился чудовищный змей, который вполз в царские покои, обвил своим телом сундуки с золотом и никого не подпускал к сокровищам. Император Констанций не мог согнать змея ни с помощью силы воинов, ни молитвой священнослужителей. Последнюю надежду он возложил на благочестивого гангрского епископа Ипатия. Святой угодник нашел решение: он велел развести посреди городского ипподрома огонь, а сам взял святительский жезл и стал бить им чудовище, захватившее царские богатства. Затем, помолившись Господу, святой вложил жезл в пасть змея и велел зверю идти за ним на ипподром. Чудовище повиновалось и послушно следовало за Ипатием, а затем, по приказанию угодника, само ринулось в разожженный слугами царя огонь.
Обличитель ересей Ипатий вызывал ненависть у врагов православия – ариан. Возвращаясь в 326 году пустынной дорогой из Царьграда, угодник попал в засаду ожидавших его еретиков. Злодеи жестоко избили епископа, а одна женщина, бывшая в этой толпе, смертельно ранила святого камнем в голову. Умирая, Ипатий молился только о том, чтобы Господь простил своим мучителям их грех. За тяжкое преступление Бог наслал на еретиков мучительную болезнь, но, когда тело убиенного иерарха было положено в гроб в христианской церкви, все напавшие получили исцеление и пришли к раскаянию. Святой Ипатий «и после смерти явил незлобие свое и врагам своим благодетельствовал», – заключал свой рассказ жизнеописатель.
Старинный деревянный храм святого Ипатия в селе Внуково разрушили в Смутное время, и только в 1632 году он был воссоздан. Эта церковь за почти столетие также обветшала, и в 1720-е годы во Внуково был возведен новый храм с тем же посвящением святому Ипатию. Но история прихода и села в дальнейшем сложилась по-иному: построенный в конце XIXвека и сохранившийся по сей день каменный храм был освящен уже как Троицкий.
В селе Внуково издавна существовал позументный промысел, на развитие которого повлияло более выгодное положение экономических, то есть бывших монастырских крестьян. Позумент использовался для создания церковных облачений, для обивки гробов и изготовления атрибутов военных и чиновничьих мундиров. На основе этого промысла в конце XIXвека во Внуково возник ряд производств, в том числе позументные фабрики Ивана Чуксина и Степана Лисенкова. Экономический подъем села в эти годы привел к появлению здесь богатых и дорогих кирпичных построек. Среди них были каменные жилые дома городского типа сельских предпринимателей Сачкова, Лисенкова, Чуксиных. Центром этого ансамбля каменных зданий стал величественный пятиглавый храм, строившийся в 1876-1893 годы.
Новый храм не унаследовал название прежней деревянной Ипатьевской церкви: главный алтарь был освящен в 1890-х годах уже во имя Живоначальной Троицы. Вот как описан Троицкий храм в селе Внуково в сборнике «Памятники архитектуры Московской области»: «Композиционным стержнем окружающей застройки служит монументальное здание церкви, поставленное в середине треугольной площади, на вершине холма… Псевдорусские формы этого представителя официального художественного направления навеяны архитектурой XVIвека».