Троицкая церковь в Измайлово
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Троицкая церковь в поселке Измайлово Ленинского городского округа была построена в первой половине XVIII столетия по инициативе владельца бывшего села Губцово вице-канцлера Михаила Гавриловича Головкина. Чтимой святыней прихода является Тихвинская икона Божией Матери. В честь этого образа Богородицы недалеко от храма устроен и освящен источник с купальней.
Прежнее название Измайлово – село Троицкое-Губцово на реке Битце. В конце XVIIвека Губцово принадлежало окольничему Ивану Юрьевичу Леонтьеву – дальнему родственнику Петра Iпо материнской линии. После женитьбы царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной многие ее родственники, в том числе и Леонтьевы, были пожалованы в бояре, награждены вотчинами или призваны к придворной службе.
Иван Юрьевич Леонтьев построил в Губцово в 1694 году первую деревянную церковь Живоначальной Троицы. В Русском биографическом словаре А. А. Половцева указано, что Леонтьев участвовал в Крымском походе с князем Касбулатом Муцаловичем Черкасским, был воеводой в Смоленске, Новом Осколе, в Саранске, на Саранской черте, Белгородской черте. С 1688 года Леонтьев был окольничим, затем воеводой в Севске, а в конце жизни в 1692-96 годы – начальником в Оружейной Палате.
В 1726 году Губцово было продано Андреем Федоровичем Леонтьевым графу Михаилу Гавриловичу Головкину. Род Головкиных также возвысился благодаря браку Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Отец нового владельца Губцово Гавриил Иванович Головкин был троюродным братом царицы Натальи и двоюродным племянником бабушки Петра IАнны Леонтьевны Леонтьевой. При Михаиле Гавриловиче Головкине в Губцово была построена сохранившаяся до наших дней каменная Троицкая церковь – редкий пример архитектуры аннинского барокко. У историка В.И. Холмогорова приведена запись Синодального казенного приказа за 1736 год: «Мая 3 числа указ о строении церкви тайного советника сенатора и кавалера графа Михаила Гавриловича Головкина служителю его Ивану Конышевскому, по его прошению, велено в подмосковной его господина вотчине, в селе Троицком, Губцово тож, вместо сгорелой деревянной Троицкой церкви, построить вновь каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы, да при ней два придела Михаила Малеина и Великомученицы Екатерины…»
В 1866 году к южному фасаду Троицкого храма был пристроен придел во имя благоверного князя Александра Невского. Это было связано с событиями 4-го апреля 1866 года в Летнем саду в Санкт-Петербурге. В этот день террорист Каракозов, находившийся в толпе встречавших государя, стрелял в Александра IIи по счастливой случайности промахнулся – намерения революционера разгадал стоявший рядом костромской крестьянин Комиссаров, который сильно ударил злоумышленника в локоть. В благодарность за избавление царь Александр IIвелел построить на месте покушения часовню во имя своего небесного покровителя Александра Невского. В 1866-68 годах по империи прошла волна строительства часовен Александра Невского, а в Троицком-Губцово в память о том же событии был выстроен придел к церкви.
Сегодня, как и во второй половине XIXстолетия, церковь в поселке Измайлово имеет два престола: главный во имя Живоначальной Троицы, а боковой во имя святого князя Александра Невского. Однако в документе 1736 года и, видимо, в изначальном варианте храма упоминались два придела с другими посвящениями: святого Михаила Малеина и великомученицы Екатерины. Почитание преподобного Михаила Малеина – основателя нескольких греческих монастырей и родственника двух византийских императоров – распространилось в русском православии в XVIIстолетии. Первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович родился в день памяти Михаила Малеина. Однако приделы преподобного Михаила и великомученицы Екатерины в Троицкой церкви Губцово были названы по иной причине – это были небесные покровители супружеской четы владельцев села: упоминавшегося выше графа Михаила Гавриловича Головкина и графини Екатерины Ивановны (урожденной княжны Ромодановской).
О судьбе Михаила Гавриловича и его жены рассказано в книге их родственника Ф.Г. Головкина «Двор и царствование Павла I: Портреты, воспоминания и анекдоты». Младший из троих сыновей петровского канцлера Гавриила Головкина Михаил сделал стремительную придворную карьеру. После службы послом в Берлине и Париже Михаил Гаврилович стал вице-канцлером под руководством своего отца. Женитьба на Екатерине Ивановне Ромодановской – родственнице великой княжны в будущем императрицы Анны Иоанновны, казалось, укрепило положение Головкина-младшего при дворе, однако судьба вельможи сложилась иначе. Став одним из влиятельнейших людей при малолетнем царе Иоанне Антоновиче, Головкин задумал план заточения в монастырь амбициозной дочери Петра IЕлизаветы. Он составил проект устранения конкурентки на престол и отправил его с доверенным лицом во дворец регентше Анне Леопольдовне – матери Иоанна Антоновича. Однако письмо было перехвачено и прочитано Елизаветой Петровной, что позволило ей помешать замыслу Головкина. В ночь перед праздником святой Екатерины сторонники Елизаветы Петровны совершили государственный переворот: Анна Леопольдовна была лишена власти, а вице-канцлер Михаил Головкин был арестован и приговорен к смертной казни. Уже на эшафоте палач зачитал Головкину помилование – казнь была заменена лишением дворянства, чинов и вечной ссылкой в село Германг – ныне город Среднеколымск в Якутии.
Екатерине Ивановне Головкиной суд предложил развестись с опальным графом, но она решила добровольно разделить участь супруга и последовать за ним в Сибирь. Ссыльные, как писал Ф.Г. Головкин, с высоты своего величия и «восточной роскоши» упали в нищету, питались на севере дикими кореньями и малоизвестными снадобьями, которые давали им якутские жрецы. Только спустя двадцать три года Е.И. Головкиной разрешили вернуться в Москву (сам граф Головкин давно к этому времени скончался). Слепая, но не утратившая жизненной силы и памяти Е.И. Головкина прожила в палатах своего отца почти до столетнего возраста. Ее племянник Ф.Г. Головкин вспоминал об этом времени так: «Она жила с величавой простотой древних бояр и принимала во всякое время всех, кто желал ее видеть; и все шли к ней, как на поклонение национальной святыне».