Успенская церковь в селе Гжель

Эксклюзив
Истории святынь Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Гжель была построена в 1880-х годах по проекту архитектора К. В. Гриневского на месте другого каменного храма начала XVIII века. Обновление храма стало возможно благодаря деятельности священника Николая Сперанского, служившего в гжельской церкви во второй половине XIX столетия. К сожалению, былое великолепие Успенского храма и его колокольни утрачено в советские годы. В отличие от соседних храмов в селах Речицы и Игнатьево, где службы не прекращались, храм в Гжели был сильно перестроен и долгие годы не действовал.

В начале XVII века в дворцовом селе Гжель имелись две деревянные церкви: Успения Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская церковь стояла «пуста и обвалилась», и в дальнейшем не восстанавливалась, а деревянная Успенская церковь просуществовала до начала XVIII столетия.

В 1701 году в селе Гжель была построена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом святителя Николая Чудотворца. Это была одна из первых по времени каменных церквей восточной части Подмосковья, называемой Вохонской десятиной.

За первые полвека своего существования приходилось трижды заново освящать престолы этого храма из-за частых пожаров. Первый пожар в Успенской церкви случился ночью 2 июня 1736 года. Сгорела крыша каменного храма, своды который были деревянными. Иконы, утварь и антиминсы тогда удалось спасти, однако престолы и жертвенники в главном храме и приделе пришлось разобрать и заменить новыми.

В новом пожаре 1751 года погибло все внутреннее убранство Успенской церкви. Уцелели только каменные стены. После восстановления храма, духовным начальством был выдан новый антиминс, и в 1752 году Успенская церковь была освящена заново. Уже спустя два года в селе Гжель случился еще один пожар. От удара молнии загорелись дома священнослужителей и соседние с ними дворы. Успенская церковь на это раз не пострадала, но из-за боязни распространения пожара, священнослужители спешно разобрали и вынесли престол из придельной Никольской церкви. После возвращения престола на прежнее место вновь потребовалось его освящение.

Сохранились сведения о двух существовавших в старину приходских традициях села Гжель. В первой половине XIX столетия в Успенской церкви особо почитался великомученик Никита. Причем во время молебна этому святому прихожане накладывали не себя вериги. Гжельский священник Платон Николаев в 1832 году разъяснял духовному начальству, что этот своеобразный обычай возлагать вериги и петь молебен мученику Никите существовал в Успенской церкви задолго до его прихода на священническое место.

Вторая местная традиция – это крестный ход, который совершался на пасхальной неделе из Георгиевского храма села Игнатьево в Успенский храм села Гжель. Прихожане игнатьевской церкви брали святые образы из своего храма и несли в Гжель, а потом возвращались обратно. На пути этого торжественного шествия лежало село Речицы, где во второй половине XIX столетия был построен еще один храм – Вознесения Господня. Между приходом в Игнатьево и новым приходом в Речицах некоторое время существовало соперничество, поэтому иногда этот крестных ход в Гжель проводили намеренно в обход Речиц соседними деревнями.

Судьбы трех соседних приходов в Гжели, Речицах и Игнатьево были тесно переплетены. В 1899 году было завершено строительство колокольни и теплого придела апостолов Петра и Павла при церкви в Речицах. Торжество освящения обновленного храма началось всенощным бдением, которое совершалось в соседней церкви Успения Божией Матери в селе Гжель. Утром праздничную литургию и чин освящения возглавил настоятель гжельского храма отец Николай Сперанский.

Протоиерей Николай Павлович Сперанский сыграл важную роль в истории Успенского прихода. Он был настоятелем гжельской церкви почти тридцать лет с 1877 года и до самой кончины в 1901 году. Отец Николай был лично известен знаменитому святителю Филарету Московскому, который в 1859 году наградил священника набедренником. Много сил о. Николай прилагал к делам народного просвещения. На свои средства он открыл школу в деревне Фениной, которая относилась к приходу Успенской церкви. За свои труды на педагогическом поприще Сперанский был награжден орденом св. Анны второй степени.

Больше всего о. Николай Сперанский заботился о благолепии приходской Успенской церкви. Из-за угрозы обрушения свода в 1870 году центральная часть храма была закрыта для богослужений. Службы совершались в то время в двух приделах Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, устроенных еще в 1860-е годы. Однако в 1882 году в стенах церкви образовались огромные трещины, и здание пришлось почти полностью разобрать.

Отец Николай Сперанский начал грандиозную стройку, фактически возведение новой церкви с нуля. Средств для этого не хватало, однако священник смог привлечь более двадцати тысяч рублей пожертвований, в том числе за пределами собственного прихода. Отец Николай лично руководил строительством, находил мастеров и наблюдал за ходом работ.

Была также возведена величественная колокольня с двумя боковыми часами и курантами. Внутри церковь была полностью обновлена: появилась настенная живопись, устроены новые иконостасы, приобретена добротная утварь и облачения. Помощником священнику в этих делах стал церковный староста Федор Лукич Гусев.

Во время торжественного освящения обновленного Успенского храма прихожане преподнесли отцу Николаю Сперанскому награду – золотой крест с украшениями. Священник принял этот дар со смирением: «Не то, чтобы принимая от вас драгоценный крест, я принимал его как заслуженное воздаяние за какие-либо мои труды и заслуги; нет, вся моя служба, все мои труды, какие доселе были, суть не более как посильное исполнение мною прямых обязанностей, следовательно, и не составляют особенной моей заслуги».

Любимый прихожанами пастырь скончался на 71 году жизни. Он был отпет в Успенской церкви 16 июля 1901 года. Несмотря на дождливый день и размытую дорогу, на похороны о. Николая Сперанского съехались священнослужители и богомольцы из разных сел Бронницкого и Богородского уездов: Маркова, Ашиткова, Алешина и, конечно, из Речиц и Игнатьева.

Предшественником протоиерея Николая Сперанского в должности настоятеля гжельской церкви был отец Виталий Степанович Лебедев. Он служил в Успенской церкви тринадцать лет с 1851 по 1863 год. Отец Виталий начал свое служение в непростом подмосковном регионе, который называли одним из центров старообрядческого раскола. Здесь находили приют «лжеиереи» разных поповских согласий, а до четверти крестьянского населения причисляло себя к староверам. Просвещение и проповедь среди старообрядцев стала главным призванием о. Виталия.

В 1860 году священник Виталий Лебедев открыл в селе Гжель бесплатное женское училище, где сам преподавал на протяжении трех лет до перевода в Москву. В Московских церковных ведомостях по случаю юбилея батюшки писали: «Его простые, но исходящие прямо из души, поучения привлекали в оный храм (Успения в Гжели) по воскресным и праздничным дням множество молящихся не только из среды его прихожан, но и из других соседних приходов».

Митрополит Филарет, учитывая опыт успешной проповеди отца Виталия в старообрядческой среде, переместил его в 1863 году из Гжели в «главное гнездо поповщинского раскола» – на Рогожское кладбище в Москве. Более тридцати лет деятельность бывшего гжельского священника была связана с обращением старообрядцев в единоверие. Только за первые четыре года службы в Никольской единоверческой церкви на Рогожке, Виталий Лебедев привлек в свой приход более пятисот бывших раскольников.

В советское время Успенская церковь в Гжели была закрыта. Варварски разрушили главы церкви, верхние ярусы некогда величественной колокольни и церковную ограду. В храме были устроены склады и производственный цех. Архитектор С. Б. Мержанов писал в статье «Неизвестна Гжель» в 1991 году: «Необходимо упомянуть и перестроенную, обезображенную церковь Успения в селе Гжель, также возведенную во второй половине XIX века. В ее формах еще живы традиции сравнительно недавнего для того времени классицизма с его пилястрами, сандриками, профилированными карнизами». Восстановление былого великолепия храма продолжается и в наше время.