Успенский собор в Кашире

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Церковь Успения Божией Матери находится на исторической Соборной площади Каширы на территории существовавшей когда-то городской крепости. Первый каменный соборный храм на этом месте был воздвигнут еще в середине XVII столетия, а сохранившийся пятиглавый собор в стиле ампир с белокаменным основанием был построен в 1842 году на средства благотворителей. Среди них большую помощь оказали купец Семен Лепешкин и Иван Митрофанов. У алтаря Успенского собора погребен бывший его настоятель протоиерей Николай Гришин – исследователь феномена серебристых облаков, трудам и жизни которого посвящена экспозиция в местном краеведческом музее.

До революции в Успенском соборе Каширы хранилось богослужебное Евангелие, подаренное князем Волконским этому храму в 1726 году. Древняя Кашира была полностью уничтожена во время нашествия хана Девлет-Гирея во второй половине XVII столетия, и точная дата восстановления города неизвестна. Запись в Евангелии из Успенской церкви являлась, по сути, одним из старейших документальных упоминаний Каширы после ее возобновления на новом месте.

Вот как об этом писал дореволюционный церковный историк Геронтий (Кургановский): «Время основания настоящего гор. Каширы с точностью определить нельзя; несомненно только то, что город уже существовал в половине XVII столетия; это видно из летописи соборного Успенского храма, в коем сохраняется древнее Евангелие с надписью: Евангелие подарено в 1726 году в Успенскую гор. Каширы церковь князем Волхонским».

Сведения о каменном Успенском соборе в Кашире встречается и в известном сочинении Павла Алеппского «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века». Арабский путешественник описывал, как вместе с отцом они прибыли из «благоустроенного селения» Таруса в «базар» Каширу в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы. Павел Алеппский увидел в Кашире цитадель с укреплением на высоком берегу реки, на склоне которого было множеством источников воды, замысловатых гидросооружений и мельниц.

Помолившись накануне праздника в церкви святого Георгия, патриарх Макарий вместе со свитой прибыл затем с местными священниками в соборный храм Успения: «В четвертом часу <…> мы отправились с ними в каменную церковь в честь сегодняшнего праздника Успения Богородицы, находящуюся внутри упомянутого укрепления. Мы отстояли всенощное бдение и вышли не ранее зари».

Павел Аллепский утверждал, что позднее встретил в Москве бывшего каширского воеводу по происхождению араба – храмоздателя первой каменной церкви Успения Богородицы. Его отец был какое-то время надсмотрщиком монетного двора в Дамаске. Сам будущий воевода побывал на службе турецкого правителя в Алеппо и Стамбуле, в плену у персов, а во время похода в Польшу султана Османа попал в Киев, откуда прибыл к московскому царю.

Араб получил высокую должность от царя Михаила Федоровича, и, будучи воеводой в Кашире, выстроил там каменный храм Успения Божией Матери. Павел Алеппский писал: «Побуждаемый своим религиозным рвением, которое было велико, он выстроил этот каменный собор, или великую церковь, в здешней крепости на собственные деньги, издержав на то более двух тысяч золотых». Вероятно, этот храм, построенный православным арабом, простоял до первой четверти XVIII столетия.

Второй каменный храм Успения был возведен на деньги государственной казны, выданные по личному указу императрицы Екатерины I (1725-1727). В 1829 году в трапезной храма с правой стороны был устроен придел в честь Покрова Божией Матери, а четыре года спустя левый придел – Архистратига Михаила.

В 1837 году каменный храм был разобран из-за ветхости, и началось возведение нынешней соборной церкви с тем же посвящением. Строительство и отделка собора продолжались пять лет на деньги частных жертвователей. Трапезная часть церкви была устроена на средства, которые завещал губернский секретарь Иван Митрофанов, а основная часть – на вклад московского купца 1-й гильдии, коммерции советника Семена Логиновича Лепешкина.

Предки Семена Логиновича Лепешкина были выходцами из Каширы. Святитель Филарет (Дроздов) питал особенное уважение к Семену Логиновичу за его богоугодные дела. В 1847 году митрополит московский лично освятил церковь, построенную при бумагопрядильной фабрике Лепешкина в селе Муромцеве Дмитровского уезда.

Семен Логинович, его супруга Анна Васильевна, сыновья Василий и Дмитрий жертвовали многим церквям и православным обителям в Москве и Подмосковье. На средства купца Лепешкина в Троицкой Зосимовой пустыни в бывшем Верейском уезде (под Наро-Фоминском) были возведены каменная церковь над могилой старца Зосимы, жилые корпуса, стены, башни, хозяйственные помещения, позднее на средства его сыновей – колокольня.

Семен Лепешкин жертвовал землю Гефсиманскому скиту Троице-Сергиевой лавры, перестроил храм Троицы в Вешняках в Москве на Пятницкой улице и возвел церковь Сошествия Святого Духа на апостолов на Даниловском кладбище. На этом московском кладбище в 1855 году храмоздатель Успенского собора в Кашире нашел свой последний приют рядом с могилами родителей.

Искусствовед А.И. Некрасов сравнивал архитектуру Успенского собора Каширы с церковью Большого Вознесения в Москве, хотя и считал его не самым удачным памятником классической архитектуры Каширы. «Только маленькие тумбообразные угловые главы помешали куполу стать более импозантным, более соответствовать массе куба», – писал Некрасов.

Фото из книги «Русь белокаменная»

Ф.В. Разумовский отмечал монументальность городского собора: «Мощное завершение Успенского собора – главный аккорд в архитектурной мелодии <…> Неизвестный зодчий достиг эффекта соборного величия, силы, монументальности». Архитектор использовал прием, благодаря которому храм визуально кажется больше. В объем четверика собора дополнительно включены части алтаря и трапезной, что и создает иллюзию грандиозности.

В 1870-е годы ремонт и украшение Успенского собора совершались благодаря помощи и других благотворителей. Например, купец Павел Митрофанов устроил новый иконостас в приделе, а Федор Петрович Беляев пожертвовал парчевое облачение и воздухи.

В советские годы Успенский собор в Кашире был закрыт. Первым настоятелем храма после возобновления церковной жизни в 1993 году стал протоиерей Николай Гришин – человек удивительной судьбы, неординарный священник и ученый, жизни и трудам которого посвящена отдельная экспозиция в расположенном неподалеку от собора краеведческом музее.

Главным объектом научного интереса священника был феномен серебристых облаков, который впервые наблюдал русский астроном Витольд Карлович Цераский в 1885 году. Серебристые облака находятся на высоте более семидесяти километров, передвигаются с огромной скоростью, и, по одной из гипотез, образуются из метеоритной пыли. Наиболее благоприятные условия для наблюдения серебристых облаков складываются в наших широтах в конце июня.

Николай Иванович Гришин был рукоположен в священный сан в 1979 году, и на тот момент он был уже признанным ученым-астрономом. Решение посвятить жизнь церковному служению изумило его коллег по научной работе. Однако этот шаг Николай Иванович обдумывал давно: будучи тяжело ранен в боях под Старой Руссой во время Великой Отечественной войны, он дал обет посвятить себя Богу, если выживет. С 1979 года и до начала 1990-х отец Николай служил в Прибалтике, а 1 ноября 1993 года был назначен настоятелем Успенского собора в Кашире и благочинным Каширского округа. В 1998 году отец Николай Гришин скончался. Его могила находится у алтаря Успенского собора.