Вознесенская церковь в Борщево
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Храм в селе Борщево городского округа Клин за свою почти двухсотлетнюю историю никогда не закрывался. Это единственный действующий старинный храм в Московской области, в котором есть придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Оригинал и почитаемые списки православной святыни прославились чудесами в Красногорской обители Архангельской области, а также в Москве в Троицкой церкви в Никитниках и бывшем Алексеевском монастыре. Пограничное положение на севере Подмосковья определило историческую связь села с Тверью. В прошлом Борщево относилось к Тверской епархии, а с конца XVI века и до 1764 года являлось вотчиной Тверского архиепископа.
Село Борщево в старину именовалось также Арбеневым. Оба названия произошли, вероятно, от фамилий изначальных землевладельцев – Арбеневых и Борщевых. По данным краеведа Д.А. Рубцова, основателем последней фамилии был живший в конце XVстолетия Василий Иванович Борщ. У села было также и третье название – Вознесенское, по существовавшей здесь издавна деревянной, а с первой половины XIXвека каменной церкви Вознесения Господня. Не позднее 1580 года село перешло от помещиков Арбеневых во владение архиепископу Тверскому. С тех пор на протяжении почти двухсот лет история Борщева была связана с владыками Тверской епархии.
В документах XVI- XVIIвеков, касающихся села Борщева и его церкви, встречаются имена трех епископов Тверских: Симеона, Сергия и Варлаама. Об архиепископах Симеоне и Сергии сведения достаточно скупы. Преосвященный Симеон стал архиепископом тверским в 1676 году, а до этого был архимандритом Юрьева монастыря в Новгороде. В 1681 году он, вероятно, скончался, приняв схиму с именем Симон. Владыка Сергий был архимандритом Борисоглебской обители в Торжке. В 1682 году московский патриарх Иоаким возвел его в сан епископа Тверского и Кашинского. Преосвященный Сергий перестроил на собственные средства Спасо-Преображенский собор в Твери, который, увы, был снесен в 1930-е годы. Сергий умер в 1704 году, находясь на покое в тверском Отроч Успенском монастыре.
Значительно больше известно о третьем упоминавшемся в документах иерархе – епископе Варлааме Коссовском. Он вошел в историю как первый архиерей, скончавшийся после учреждения Синода Петром I, а также как первый православный иерарх «переступивший Ангару»: в 1707 году он был назначен управлять приходами в отдаленных сибирских землях в Иркутске и Нерчинске.
Варлаам родился в Киеве в купеческой семье. Учился будущий тверской епископ в Киево-Могилянской коллегии (академии) и, возможно, в европейских иезуитских школах, поскольку знал греческий, польский и латинский языки. Архимандрит, а затем епископ и митрополит Варлаам был в числе многих украинских священнослужителей, которые заняли ведущие церковные должности в России после присоединения Украины в 1654 году, и особенно – в царствование Петра I. Царь-реформатор считал киевских схоластиков по-европейски просвещенными и ценил выше «московских невежд» при назначении на кафедры и в монастыри. Стоит только сказать, что в XVIIIвеке, начиная с Петра, среди епископата в российских епархиях насчитывалось почти 100 архиереев-украинцев.
Варлаам Коссовский прибыл в Россию в 1702 году вместе со своим земляком Филофеем Лещинским, назначенным митрополитом Сибирским. Сначала Варлаам стал архимандритом в Тобольске, а в 1707 году митрополит Филофей добился в Москве назначения Варлаама своим викарием в Иркутске, который тогда не имел собственной епархии. Итогом недолгого управления Варлаамом приходами в Забайкалье, стало рукоположение им священников из местных жителей, освящение Тихвинской церкви в Иркутске и благословение на постройку первого в городе каменного храма. Самовольно вернувшись в Москву, благодаря покровительству Стефана Яворского, Варлаам в 1714 году был назначен на богатую Тверскую кафедру. В 1720 году незадолго до кончины Варлаам был переведен в Смоленск и принял титул митрополита.
Примерно треть населенных пунктов Клинского уезда, согласно документам XVIIвека, являлась монастырскими вотчинами и владениями Тверского Архиерейского Дома. В 1764 году все эти земли, включая Борщево, были изъяты из церковного владения Екатериной IIи отошли государству. С 1775 года борщевские крестьяне подчинялись казенной палате, а с 1837 года – палате государственных имуществ. Таким образом, жители значительной части Клинского уезда еще до отмены в России крепостного права пользовались большей личной и экономической свободой, чем другие землепашцы. Вероятно, это обстоятельство сыграло роль в том, что в 1834-1840 годы на средства простых прихожан был построен богатый по сельским меркам каменный храм Вознесения Господня с приделами Николая Чудотворца и Грузинской Божией Матери.
До революции в Подмосковье было только три храма с престолами, освященными в честь Грузинской иконы: в усадьбе Кривякино (ныне в черте города Воскресенска), в селе Якшино (городской округ Чехов) и в Борщево под Клином. Кривякинский храм сейчас не действует: находится на территории музея. Церковь в Якшино снесли в 1950-е годы, а нынешний храм был построен заново около 20 лет назад. Таким образом, Вознесенский храм в Борщево с приделом Грузинской иконы Божией Матери является единственным исторически сохранившимся и никогда не закрывавшимся храмом со столь редким для Подмосковья посвящением придела.
Оригинал Грузинской иконы Богородицы находился в Красногорском монастыре Пинежского уезда Архангельской губернии. По преданию, образ был вывезен из покоренной персами Грузии в 1622 году. Завоеватели похитили многие христианские святыни в правление шаха Аббаса, а затем некоторые из них были проданы набожным русским купцам. Среди этих реликвий, выкупленных у персов, была Грузинская икона Божией Матери. Ее приобрел в 1625 году приказчик ярославского торговца Григория Лыткина Стефан Лазарев. Сам купец Лыткин несколько раз во сне получал приказание от Господа привезти грузинскую икону в Красногорский архангельский монастырь. Лыткин исполнил божественное повеление, и с тех пор образ прославился в северной обители многочисленными чудесами, первым среди которых было исцеление глухого и слепого инока. Слава о чудотворном образе распространилась по всей России, а в 1650 году патриарх Никон установил празднование новой иконе 22 августа (по старому стилю).
В Москве несколько лет спустя прославились два чудотворных списка Грузинской иконы: в Троицкой церкви в Никитниках у бывших Варварских ворот и в Алексеевском монастыре. В 1654 году в Москву из Красногорской обители для обновления красок была временно принесена чудотворная Грузинская икона. Серебряных дел мастер Евдокимов, у которого был тяжело болен сын, попросил позволения священника перенести чудотворный образ к себе домой. Желание его было исполнено, и после молебна сын Евдокимова полностью выздоровел. В благодарность за это, мастер заказал точную копию иконы, которую затем поместил в Троицкую церковь у Варварских ворот Китай-Города.
В том же 1654 году был обретен второй московский список Грузинской иконы в Алексеевском монастыре. В то время в столице и окрестностях распространилась смертоносная болезнь. Одна из инокинь Алексеевского монастыря, заразившись и не имея надежды на выздоровления, стала умолять принести ей новоявленный образ Грузинской Божией Матери из Троицкой церкви. Никто не исполнил ее просьбы, однако во сне ей явился неизвестный святой угодник, который указал монахине найти точно такой же образ Грузинской Божией Матери в самом Алексеевском монастыре. Услышав утром рассказ больной, инокини обители стали искать икону и вскоре нашли ее в нише стены в церковной ризнице. По молитве у этого образа получила исцеление и эта инокиня, и многие другие больные, страдавшие разными недугами.