Вознесенская церковь в Коломне
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Вознесения Господня в Коломне, стоящая на пересечении нынешних улиц Красногвардейской и Комсомольской, была построена в 1792-1799 годы. История храма связана с именем знаменитого уроженца Коломны святителя Филарета (Дроздова). Исследователи архитектуры относят церковь к числу лучших церковных памятников города, выполненных в переходном стиле от барокко к классицизму. Столичный уровень архитектуры церкви наводил их на мысль, что автором проекта мог быть зодчий екатерининской эпохи Матвей Федорович Казаков.
В сентябре 1870 года московский викарий епископ Игнатий (Рождественский) совершил пастырскую поездку в Коломну. Прибыв на станцию Рязанской железной дороги, архиерей отправился в древний Старо-Голутвин монастырь. Там, в освященной еще митрополитом Филаретом (Дроздовым) церкви во имя преподобного Сергия Радонежского, было совершено всенощное бдение. За богослужением хор пропел торжественное величание основателю обители преподобному Сергию, а на литургии возгласили вечную память митрополиту Филарету, окончившему свои дни в Троице-Сергиевой лавре.
Высокий гость посетил прочие монастыри Коломны, Успенский собор, а всенощную под праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по старому стилю) служил в Тихвинском храме. На следующий день владыка Игнатий возглавил городской крестный ход, совершавшийся по обычаю из собора к Покровской приходской церкви. Эта коломенская традиция была установлена в память об избавлении города от нашествия французов в 1812 году. После крестного хода архиерей посетил приходские церкви, и третьей по счету на его пути была церковь Вознесения.
Вот что говорилось об этом посещении в статье Московских епархиальных ведомостей за 25 октября 1870 года: «Он осматривал… Вознесенскую, сооруженную прихожанами в 1792 году. Это одна из лучших церквей в городе, обширная и высокая; имеет два придела во имя св. великом. Варвары и Екатерины».
Вознесенская церковь имела особое значение для семьи епископа Игнатия (Рождественского): здесь начинал служение в сане священника его дед Иродион Степанович Сергиевский. Высокий гость, посетивший монастыри и храмы города в 1870 году, был не только корнями из Коломны, но и кровным родственником святителя Филарета Московского. Бабушка владыки Игнатия Ольга Михайловна – супруга о. Иродиона Сергиевского – была родной сестрой святителя Филарета.
Возведение каменной церкви Вознесения Господня в 1799 году почти совпало по времени с окончанием семинарского курса Василия Михайловича Дроздова – будущего владыки Филарета. Прихожане ходатайствовали перед московским митрополитом Платоном (Левшиным) о том, чтобы в Вознесенскую церковь назначили земляка, сына настоятеля Троицкой церкви на Репне Михаила Дроздова – Василия. Однако талантливый юноша не спешил принимать сан и по совету митрополита Платона продолжил обучение богословию.
В письме к отцу Василий Дроздов – будущий святитель Филарет – делился своими сомнениями насчет возможности стать настоятелем Вознесенской церкви в Коломне: «Они [просители из Коломны] были здесь и просили владыку дать к Вознесенской церкви священника. Когда владыка велел им предоставить, кого пожелают они из семинарии: то они предлагали мне сие место. Я сказал им, что не могу ни на что решиться без Вашего слова, и что не надеюсь теперь быть уволен из семинарии… я не думаю спешить выходом из семинарии; а прожить еще год».
В итоге на место священника Вознесенской церкви был назначен упоминавшийся Иродион Сергиевский – супруг родной сестры святителя Филарета. Он служил здесь до перевода в Успенский собор Коломны с 1803 по 1816 годы. При отце Иродионе Вознесенская церковь была расширена: в трапезной части появились приделы во имя великомучениц св. Екатерины и св. Варвары в память о существовавших издавна в этой части города деревянных Екатерининской и Варваринской церквях.
Коломенское предание связывает постройку каменной Вознесенской церкви с именем зодчего Матвея Федоровича Казакова, который еще в 1770-х годах побывал в Коломне. Его поездка имела предысторию: осенью 1775 года город посетила сама Екатерина II. Императрицу достойно встретили богатые коломенские купцы, специально к ее посещению выстроив триумфальные ворота. Царица посетила Архиерейский дом, где приняла от купечества подарки, Успенский собор и Голутвин монастырь. Кроме того, Екатерина удостоила визитом фабриканта И. Д. Мещанинова в его роскошных каменных палатах.
Спустя два года императрица послала в Коломну архитектора Казакова для составления планов и рисунков города. Казаков пробыл в Коломне около недели в январе 1778 года. Его сопровождали 12 человек, включая других известных архитекторов Родиона Казакова и Ивана Еготова. Казаков сделал 6 графических работ с видами старой крепости и посада. Рисунки выполнялись по особой технологии. Городской пейзаж проецировался на бумагу с использованием специальных оптических устройств, контуры обводились карандашом, а позже работа доводилась пером и тушью. Так достигалась почти фотографическая точность облика города еще до изобретения фотографии.
Рисунками и чертежами для императрицы роль Матвея Казакова в истории Коломны не ограничивалась. Ему приписывались разные коломенские постройки конца XVIIIвека. Например, в многотомном сборнике «История русского искусства» (1953-1961), в очерке о творчестве М. Ф. Казакова, к числу его творений относили псевдоготические башни оград Брусенского и Голутвина монастырей. В книге «По Оке от Коломны до Мурома» 1980 года вновь шла речь о казаковских башенках в Коломне: «Устремленные вверх своими остриями, изящные двух- и трехъярусные цилиндрические башенки выглядят среди окружающих домов как минареты, кажется даже, что мы попали в какое-то татарское селение… Почти всем этим Коломна обязана М. Ф. Казакову, который… увлекся величественными образами кремля».
Памятником, к которому с большей вероятностью мог иметь отношение Казаков – это Вознесенская церковь. Заметно сходство коломенского храма с известной церковью Космы и Дамиана на улице Маросейке в Москве, авторство которой М. Ф. Казакова не подвергается сомнению. Исследователь О. П. Булич в 1928 году отмечала высокий уровень «первоначального архитектурного замысла прекрасного по своим округлым формам основного тела Вознесенской церкви».
В советское время Вознесенская церковь понесла утраты. В конце 1920-х годов была уничтожена уникальная кованая решетка ограды с фигурами ангелов. В церкви был размещен склад предприятия «Текстильмаш», но, несмотря на это, внутри сохранился барочный иконостас конца XVIIIвека, возможно, относившийся к архитектурному замыслу великого зодчего Матвея Казакова.