Явление святого Николая в Угреше

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Небольшая круглая часовня с синим куполом, расположившаяся неподалеку от Преображенского и Никольского соборов Николо-Угрешского монастыря в городе Дзержинский, поставлена на том месте, где по легенде более шестисот лет назад произошло чудесное явление иконы святого Николая Чудотворца.

В конце XIX века в Николо-Угрешском монастыре жил монах и писатель Пимен Благово, издавший несколько книг по истории обители. В них мы находим описания обстоятельств Угрешского чуда. У Пимена был доступ к древним монастырским документам и бумагам. В одной из своих книг он приводит текст старинной записи, ни года, ни авторства которой писатель установить не смог: «Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской вышел из града Москвы против нечестивого Мамая царя Татарского, и отойдя от Москвы пятнадцать поприщ, встал в шатрах в спокойном месте для отдыха с воинством своим. И явился ему на этом месте удивительный образ Николая Чудотворца, украшенный краской, окруженный звездами и освещенный великим светом, стоящий сам по себе на воздухе над сосной, ни на чем не держащийся. И, когда молился ему великий князь Дмитрий Иоаннович Донской – икона сама сошла с высоты и легла в добрые его руки».

Явление иконы, таким образом, произошло непосредственно перед Куликовской битвой в 1380 году и стало для князя предзнаменованием, которое укрепило его веру в успешный исход схватки. На обратном пути Дмитрий Донской вернулся к сосне, где ему явилась икона и, совершив молитву, велел построить на этом месте церковь в честь святого Николая.

Явления святого Николая во времена Монголо-татарского ига

Обстоятельства явления иконы Николая Чудотворца в Угреше напоминают несколько подобных случаев. Начиная с XIII века, церковное предание знает о целом ряде явлений икон святого Николая, два из которых произошли на территории нынешней Московской области. Все подобные таинственные события, так или иначе, были связаны с бедой нашествия монголо-татар. Однако, явление святого князю Дмитрию Донскому перед битвой с Мамаем, можно считать наиболее знаковым в этом ряду.

Первое явление иконы Николая произошло накануне нашествия хана Батыя. В 1220-е годы рязанский князь Феодор случайно встретил на реке Осетр странствующего греческого священника с иконой святого Николая. Грек убедил князя, что ему явился сам Чудотворец и велел отвезти икону из Крыма в земли Рязанские. Эта икона известна нам теперь как «Никола Зарайский», а одна из древнейших ее копий хранится сегодня в Подмосковье в соборе Зарайского кремля.

Явления не прекратились и в годы ослабления власти Золотой Орды. В начале XV века видение святого Николая с мечом в руке, как гласит предание, привело в ужас отряд монголо-татарского хана Едигея, который неожиданно напал на Можайск. Появившийся образ назвали «Николой Можайским», а его копии стали очень почитаемы в самых разных уголках России. Похожая история произошла у реки Коренек в нынешней Белгородской области. Эти земли также часто разоряли кочевники. Во время очередного набега монахи увидели в реке необычную икону святого Николая и, надев торжественные богослужебные ризы, вышли с иконой к воде, где у плотины толпились отряды монголо-татар. Заметив икону, враг испугался и устремился прочь, не сделав монахам никакого вреда. С тех пор этот образ стали называть «Никола Ратный».

Одна из самых известных историй явления иконы Николая Чудотворца произошла практически в одно время с Угрешским чудом. Через три года после Куликовской битвы икона святого Николая таинственным образом появилась в реке близ нынешнего села Великорецкое Кировской области. Образ, на котором святой Николай изображен по пояс вместе с несколькими картинами из его жития, получил имя «Никола Великорецкий». Эта икона очень почиталась не только в Вятке и ее окрестностях, но и по всей России. В 1555 году оба чудесных образа встретились в Угрешском монастыре. В тот год из Вятки к царю Ивану Грозному приезжали священники с просьбой к московским мастерам обновить краски старинного Великорецкого «Николы». Они плыли с иконой водными путями по Каме, Волге, Оке и Москве. Царь приказал своему младшему брату Юрию Васильевичу встречать «Николу Великорецкого» именно в Угрешском монастыре.

Никольский монастырь на Угреше

С явления иконы Николая Чудотворца князю Дмитрию начинается история Николо-Угрешского монастыря. Старинное слово Угреша, скорее всего, происходит от названия ручья, протекавшего в этих местах. По мнению некоторых филологов, реки с подобным названием указывают на расселение в их округе балтийских племен. Например, название знаменитой реки Угра в Калужской области, где в древности проживали эти племена, возможно, имеет тот же корень, что и Угреша.

В долгой истории Николо-Угрешского монастыря были периоды расцвета, запустения и возрождения. Расцветом обители можно назвать время правления двух первых царей из династии Романовых – Михаила Федоровича и его сына Алексея Михайловича. Оба набожных монарха имели обычай праздновать «Николу вешнего», то есть весенний день памяти святого Николая, отмечаемого 9 мая по церковному календарю, именно в Угрешском монастыре. Иногда царь ходил на богомолье из столицы пешком, но чаще шел «водой», то есть плыл на судне по реке Москве.

После воцарения Петра обитель приходит в упадок. Запустение продолжалось почти сто пятьдесят лет. Когда-то любимый царями монастырь, занимавший высокое одиннадцатое место в иерархии всех русских монастырей, стоял заброшенный и позабытый всеми. Однако обители было суждено восстановить былую славу. В 1830-е годы в Угрешский монастырь приезжают монах Иларий и его помощник Пимен Мясников – ученики первого оптинского старца Льва Наголкина. С этими двумя монахами в дальнейшем будет связано возрождение обители и постройка всех основных храмов, сохранившихся до наших дней. Пимен, ставший настоятелем монастыря после Илария, был в 2004 году причислен церковью к лику святых. Сегодня его мощи хранятся в грандиозном по своим размерам Преображенском соборе и считаются одной из главных святынь обители.

Судьба чудотворной Угрешской иконы

Легендарный чудотворный образ Николая, спустившийся в руки Дмитрия Донского, до революции 1917 года хранился в Никольском соборе монастыря. После закрытия монастыря и разрушения Никольского собора реликвия попала в Москву: сначала в музей-усадьбу «Коломенское», а потом в Третьяковскую галерею. В Третьяковской галерее икона реставрировалась, однако в постоянную экспозицию древнего русского искусства не попала. Десятилетия икона пролежала в запасниках музея, куда не было доступа простым посетителям. 25 декабря 2015 года образ святого Николая Угрешского впервые за почти сто лет вынесли в православную церковь, где перед ним было совершено богослужение. Икона была помещена в музейной церкви в Толмачах, которая примыкает непосредственно к корпусам галереи. На это событие из Николо-Угрешского монастыря в Москву приезжали монахи и настоятель, чтобы почтить древнюю подмосковную святыню.

Поделиться