Детская железная дорога в подмосковном Кратово
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yLzJmLzQzLzE0OTk2MTI0ODQ2MTg4MDA4OS5qcGc.webp)
В 30-х годах прошлого века на территории СССР впервые в мире появилась детская железная дорога. Это был не маленький паровозик с вагончиками, какой сейчас можно увидеть в парке или торговом центре, а полноценная узкоколейная дорога с настоящими рельсами, станциями, стрелками, семафорами и вагонами - идейными вдохновителями, создателями и работниками которой были дети. Одна из первых таких дорог была построена в подмосковном поселке Кратово и благополучно существует там по сей день.
Идея строительства детской железной дороги (ДЖД) не с целью развлечения, но с целью воспитания и образования подрастающего социалистического поколения впервые возникла у пионеров Тифлиса (Тбилиси) в 1933 году. До этого небольшая дорога-аттракцион функционировала в Москве в парке Горького, а еще раньше - до революции - в дворцовом парке Гатчины. Но пионеры Грузинской ССР увидели нечто большее в простом аттракционе и создали целый учебный проект на базе узкоколейной железной дороги длиной всего 400 метров, тем самым подав интересный пример всем союзным республикам.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yLzU1LzM4LzIyMDI4NDYyOS5qcGc.webp)
Детская железная дорога, подобно пионерскому лагерю, осуществляла многоплановую педагогическую деятельность: собирала детей в кружки по интересам, обучала их основам всех железнодорожных специальностей (выпускники ДЖД даже получали льготы при поступлении в железнодорожные вузы), предоставляла возможность самостоятельной работы в летний период, учила работе в коллективе и прививала чувство ответственности. Идея тифлисских пионеров пришлась по душе наркому путей сообщения Л. М. Кагановичу, и в том же году во многих городах СССР началось строительство детских железных дорог.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yL2JmLzkwLzEyMDI4NDkyOS5qcGc.webp)
Первыми после Тифлиса построили дорогу красноярцы, а следом она появилась в Днепропетровске и Гомеле. В 1936 году детская железная дорога была заложена и в Подмосковье - в поселке Кратово Раменского района. Заручившись поддержкой управления Московско-Рязанской железной дороги, пионеры сами разработали проект строительства, а в летние каникулы, под руководством инженеров, приступили к его выполнению. К 7 ноября того же года строительство первой очереди путей, протяженностью 2,3 километра, а также двух станций - Школьная и Путь Ильича - было успешно завершено. Всю последующую зиму в кружке юных железнодорожников шла подготовка подвижного состава и обучение будущих сотрудников - машинистов, проводников, техников и работников станций, а 2 мая 1937 состоялось торжественное открытие дороги. Вести первый поезд было доверено Вениамину Пасынкову, с первого дня ставшему главным активистом создания железной дороги в Кратово.
Дорога успешно проработала все лето, а осенью, когда начались занятия в школе, закрылась до следующего сезона. В последующие годы юные железнодорожники проложили еще 2 километра путей, и к 1940 году общая их длина составила более 4 километров. Теперь жители Кратово стали всерьез воспринимать детскую дорогу как общественный транспорт и достаточно часто ей пользовались - на радость пионерам.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yLzEwLzRlLzMyMDI4MzkyOS5qcGc.webp)
Летом 1941 года торжественное открытие сезона и пуск первого поезда было запланировано на 22 июня, но вместо праздника все собравшиеся жители поселка слушали по репродуктору сообщение Совинформбюро о нападении на СССР фашистской Германии. Началась война, и дорога вскоре закрылась. Удивительно, но двумя днями ранее - 20 июня 1941 года - был утвержден проект самой большой детской железной дороги в СССР протяженностью 12 километров, которая, согласно плану, должна была вскоре появиться в московском парке Измайлово. Из-за войны этому проекту так и не суждено было осуществиться, а дорога в Кратово осталась единственной в своем роде в Москве и Подмосковье.
В годы Великой Отечественной войны юные железнодорожники строили узкоколейные дороги в подмосковных Бронницах, Хоботово и Фаустово. По этим веткам они вместо отцов и старших братьев, ушедших на фронт, осуществляли доставку леса, необходимого для производства шпал, которые сразу же отправляли на строительство прифронтовых дорог. За героизм и самоотверженный труд троим ребятам были присвоены звания Героев Советского Союза, а более десяти человек получили медали “За оборону Москвы”. После войны ребята вернулись домой и занялись восстановлением своей любимой дороги, первый поезд по которой прошел уже 14 июня 1945 года.
За последующие полвека детская железная дорога в Кратово претерпела множество изменений: вместо паровозов в начале 70-х появились тепловозы, несколько лет она работала в круглогодичном режиме, пути претерпевали многочисленные ремонты и переделки (последняя реконструкция была в 2005 году), несколько раз менялось название: сначала дорога называлась Малой Ленинской, затем Малой Московско-Рязанской и, в итоге, стала называться Малой Московской или просто Кратовской. Названия станций тоже поменялись: Культбаза была переименована в Пионерскую, а Путь Ильича - в Юность. Названия платформ остались прежними - Детская и Школьная.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yL2NjL2NiLzUyMDI4MTkyOS5qcGc.webp)
Детские железные дороги, как и пионерские лагеря, сильно пострадали в результате развала Союза. Став еще одним пережитком прошлого, они полностью прекратили свою деятельность во многих городах России. Дорогу в подмосковном Кратово такая судьба, к счастью, миновала.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yLzFhLzUzLzcyMDI4MTIyOS5qcGc.webp)
Станция Юность расположена сразу напротив платформы Отдых «взрослой» железной дороги Рязанского направления, и вы не сможете ее не заметить. С виду обычная станция, но только очень маленькая и уютная, неизменно привлекает к себе внимание всех, кто впервые приезжает в Кратово. Если же ваш визит в поселок придется на летний период, то мы рекомендуем прокатиться и на маленьком синем поезде.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yL2JiLzg1LzYucG5n.webp)
Вы удивитесь, но действительно все сотрудники дороги - от билетного кассира до диспетчера и машиниста поезда - дети. Поначалу это вызывает некоторые сомнения, но стоит только вагону плавно тронуться в путь, как все они тотчас рассеиваются. Маленькие сотрудники железной дороги в течение учебного года проходят специальное обучение и сдают множество сложных экзаменов, прежде чем их допускают к летней практике. Более того, мы по секрету расскажем, что за спиной машиниста всегда сидит взрослый инструктор - на всякий случай, ведь поезд везет настоящих пассажиров. Состав ходит четыре раза в день - в 10:30, 11:30, 12:30 и 13:30 (расписание станции Юность) - не опаздывайте!
Каждый из нас в детстве хотя бы однажды мечтал оказаться у штурвала корабля и отправиться на нем в дальнее плавание, полное опасных приключений, а кто-то, закрывая глаза, видел себя не иначе как отважным пилотом, рассекающим облака на реактивном самолете. Сейчас на Кратовской железной дороге обучаются дети более чем из 20 школ Москвы и Подмосковья - всем им посчастливилось претворить в жизнь свою мечту.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy8yL2YzLzYxLzkyMDI4NjI5LmpwZw.webp)
Локация: поселок Кратово, станция Юность