Кикимора Васильевского озера
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
Все с детства знают кто такая кикимора. Наряду с лешим и домовым, это один из самых главных персонажей славянской мифологии, обитающий чаще всего в домах, и причиняющий людям различные неприятности. Несмотря на то, что родиной кикиморы с недавнего времени считается город Киров, встретить ее можно и на просторах Подмосковья.
Мало кто сейчас всерьез воспринимает многочисленных персонажей славянского фольклора и рассказы про них. Даже младшие школьники зачастую не верят в сказки и еще в детском саду начинают сомневаться в существовании Деда Мороза. Однако наши прабабушки и прадедушки с ними бы поспорили - в их время мир русской деревни был настолько богат и разнообразен, что скучать однозначно не приходилось. Различные добрые и не очень духи обитали повсеместно, начиная с лесов и полей сразу за околицей, заканчивая колодцем, баней, дровяным сараем, скотным двором и, конечно, самим домом. В духов наши предки верили, а также старались выстроить хорошие отношения с каждым в отдельности, чтобы урожай не пропал, скот остался цел, в лесу никто не заблудился, в доме царило благополучие и порядок, а также по многим другим причинам. Наш современник ужаснется - это же сколько нюансов и правил нужно было знать и соблюдать, чтобы не разозлить того или иного духа?! Впрочем, крестьянин конца XIX века ужаснулся бы не меньше и нашим нынешним реалиям - один только культ «здорового питания» чего стоит - здесь героев и антигероев еще больше, чем во всей славянской мифологии.
Что касается кикиморы, то ее сейчас чаще всего ассоциируют с болотом - этакий злой дух в обличие женщины или старушки, обитающий в трясине и способный затянуть туда неосторожного путника. Однако если заглянуть в историческую литературу, то очень скоро становится ясно, что намного чаще кикимора встречалась прямо в доме - за печкой. Вероятно из-за этого ее даже одно время считали женой домового, но подобные сплетни не получили особого признания.
Образ кикиморы, а также история ее происхождения, пожалуй, наиболее расплывчаты из образов всех духов, обитающих в русской деревне. Однако народная память сходится в одном - кикимора скорее злой персонаж, нежели добрый, а увидеть ее своими глазами - очень плохая примета.
Считалось, что кикимора выбирает себе дом не случайно, и селится только там, где регулярно происходят ссоры и раздор. Днем она себя никак не проявляет, отсиживаясь в подполе или за печкой, а ночью разворачивает бурную деятельность: ломает, ворует и бросает на пол различные предметы, шумит, мешает спать, выстригает волосы у людей и скота, пугает детей кошмарами, а иногда даже душит. В такие моменты человек резко просыпается посреди ночи, кашляя от удушья, и чаще всего не понимает что с ним произошло, а кикимора наблюдает из темного угла и посмеивается. Но самым любимым занятием кикиморы является прядение, вязание или шитье. Если хозяйка оставила где-нибудь клубок ниток, спицы или шерсть, то злодейка обязательно ночью их найдет и напакостит - утром придется все переделывать.
В некоторых местах появление в доме кикиморы связывали с особой порчей, которую мог наслать колдун или, например, печник, обиженный хозяевами, не заплатившими ему за работу. Тот в таком случае мог спрятать в доме так называемую «манилку» - специальный предмет, который после особого наговора превращался в кикимору и очень долго досаждал хозяевам. В качестве такого предмета часто выступал сучок от коряги, найденной в реке.
Но не все кикиморы одинаково вредны. В одних местах считалось, что кикимора полезна - помогает по хозяйству, следит за скотом и убаюкивает детей. В других же ее боялись, как проклятья. Самым действенным способом защитить свой дом от кикимор считалось окропление его святой водой на Крещение, а также изображение крестиков в каждой комнате дома, для чего чаще всего пользовались угольком из печи. Если же не верить в Бога, то прогнать кикимору может оказаться очень сложно. Говорят, что в центре Перми еще в конце XIX века пустовал большой дом, из которого кикимора выжила хозяев. Кто туда потом только не селился, но очень быстро переезжал в другое место.
Позднее, уже в XX веке, все заговорили о другом виде кикиморы - болотной ее разновидности. Многие исследователи русского фольклора сходятся во мнении, что тому виной широко распространенное устойчивое выражение - «кикиморой болотной» называли злых женщин, нелюдимых домоседов, а также плутов и обманщиков. Отсюда и такая популярность - если кикимора, то обязательно болотная. Уже в 1910 году Алексей Толстой в своем сборнике «Русалочьи сказки» описывает болотную кикимору, похитившую маленькую девочку.
На всем протяжении XX века постепенно забываются былые поверья и традиции, а если кикимору кто-то и вспоминает, то как болотного духа из старых сказок, которым можно пугать непослушных детей. Однако есть и более ранние упоминания болотного подвида кикиморы, что наводит на мысль о возникновении этого духа раньше XX века.
Издавна имеет дурную славу озеро Стретное в Смоленском Поозерье. В интернете можно найти свежие рассказы очевидцев, отправившихся туда на рыбалку, но в итоге оказавшихся в круговороте довольно странных и пугающих событий: ночные крики и хохот с заболоченных берегов озера, бурление и плеск воды, внезапно исчезнувшая лодка и т.д. Но, пожалуй, такими историями сейчас никого не удивишь - так бы и списали на чрезмерное употребление горячительных напитков, если бы не один нюанс. Это озеро упоминал в своих дневниках еще Николай Михайлович Пржевальский, ходивший туда на рыбалку в середине XIX века, и тоже отмечавший странные вещи, которые творятся на его берегах. Писал он и том, что все местные крестьяне обходят Стретное стороной из-за обитающей там нечисти, предпочитая ловить на других озерах. Может совпадение, а может и нет.
Теперь, когда мы немного познакомились с кикиморой и ее повадками, можно рассказать историю, имевшую место уже в наших краях - в Подмосковье. На севере области, в Талдомском районе, стоит древнее село Спас-Угол. Название такое из-за интересного расположения - село стоит на углу трех губерний: Московской, Тверской и Ярославской. Здесь сохранилась старинная легенда о кикиморе, жившей на сильно заболоченном Васильевском озере, что в глухих лесах к северу от села.
Однажды один крестьянин пошел в лес за ягодой, сильно заплутал, а под вечер вышел к озеру. Берег был весь сплошное болото - камыши по плечи и ни единого сухого места. Старая тропинка, ведущая к озеру, брала свое начало на другом берегу, но в наступающей темноте ее было не найти. Подумал мужик, и решил скоротать ночь на старой раскидистой сосне, растущей неподалеку. Залез на толстую ветку, обхватил руками ствол и задремал. Вдруг около полуночи где-то в глубине леса как будто послышалось блеяние. Сон сразу улетучился и уставший путник стал прислушиваться. «Неужто овца отбилась от стада и так далеко в лес забрела?» - подумал он. Ночь была лунная, так что вокруг все было хорошо видно. Вскоре внизу началось какое-то шевеление в высокой траве, а через мгновение показался темный силуэт, напоминающий согбенную старушку. На спине у «старушки» был огромный мешок, который иногда брыкался и блеял. Силуэт медленно направился к озеру, прошел у самой сосны, на секунду замер, а затем так же плавно исчез вместе с мешком в воде, почти не нарушив зеркальной поверхности озера, освещенной лунным светом. «Приснится же такое!» - думал перепуганный мужик и крестился, но сколько он себя не щипал и не колол острым сучком - сон не уходил.
Утром, как вышло солнце, крестьянин бесшумно сполз с дерева и опрометью бросился через болото к старой едва заметной тропинке, а затем по ней обратно в село. Там мужики уже собирались устраивать облаву на волков, утащивших очередного барана. Услышав историю, приключившуюся ночью на озере, все быстро сошлись во мнении, что не иначе как кикимора завелась, и нужно принимать меры. Несколько раз ходили на озеро, раскладывали костры и кидали горящие головешки в воду, поджидали кикимору с вилами у околицы по ночам, но так ее больше и не удалось увидеть. Доносился только иногда протяжный крик с озера, да громкие всплески, словно огромный бобр бил хвостом по водной глади. А потом священник Спасо-Преображенской церкви провел на Васильевском озере водосвятный молебен на Крещение, и кикиморе пришлось искать себе новое пристанище. Так гласит легенда.
Координаты Васильевского озера: 56°55'56"N 37°53'46"E