Лодочные переправы через канал имени Москвы
Фото: [Филипп Терец / Подмосковье Сегодня]
В 30-е годы прошлого века, в самый разгар сталинских репрессий, Волгу и реку Москву соединили 128-километровым каналом. Более пяти лет сотни тысяч заключенных день и ночь рыли канал, призванный обеспечить столицу водой. Более двадцати тысяч погибли от непомерного труда, невыносимых условий или были просто расстреляны. Ужасная страница истории перевернулась, сменились поколения, но канал остался до сих пор.
Изначально после своего открытия в 1937 году канал назывался просто: «Москва-Волга». Спустя 10 лет его переименовали в честь 800-летия Москвы, и с 1947 года вплоть до настоящего времени он называется каналом имени Москвы.
Гуляя по тихим лесистым берегам и любуясь яркими красками осенней природы, все равно сложно не думать о трагической истории создания канала. Несомненно, польза от его появления была велика, но какой ценой! Он и сейчас обеспечивает столицу более чем 60% всей потребляемой воды, осуществляет транспортную связь Москвы с Верхней Волгой, в русле установлены восемь гидроэлектростанций, вырабатывающих экологически чистую энергию. До сих пор по его водам перевозят множество грузов на огромных баржах, а также ходят круизные теплоходы до Твери, Углича, Санкт-Петербурга и даже до Соловецких островов в Белом море. Еще с советских времен на берегах канала стоят дома отдыха, многие из которых работают и сейчас.
Канал пересекает всё северное Подмосковье, разделяя его буквально пополам, и соединяется с Волгой в районе Дубны через Иваньковское водохранилище. Ширина его порядка 85 метров на всем протяжении, и это стало серьезной преградой для многих местных жителей. Через канал построили несколько больших мостов, но они не удовлетворяли потребности всех многочисленных деревень, расположенных по берегам. Тогда было решено организовать лодочные переправы, которые вскоре и появились напротив деревень Татищево, Орево, Надмошье, а позднее в Запрудне. Также в Мельдино построили большую паромную переправу, на которой можно было перевозить не только людей, но и тяжелые грузы, технику. В других местах использовались обычные весельные лодки, благодаря которым жители близлежащих деревень могли оказаться на другом берегу, сходить в магазин, в школу или в больницу. Навигация продолжалась с апреля по октябрь, а когда на канале вставал лед - делали ледовые переправы, устанавливая понтонные мосты.
Но однажды кто-то решил, что переправляться через канал на лодках слишком опасно. Особых причин для этого не было - в канале никто не тонул, лодки не переворачивались. Подобная «забота» о жизни и здоровье граждан была воспринята не очень хорошо, так как многие деревни, не имеющие собственной инфраструктуры, жители которых привыкли многие дела делать на другом берегу, буквально оказались отрезанными от «большой земли». Машины есть не у всех, автобусы ходят не везде и крайне редко, приезжающая раз в неделю автолавка тоже не способна полностью обеспечить все нужды, а до мостов далеко. Что делать? Тогда пришли на помощь местные жители, у которых были лодки: стали за символическую плату перевозить людей через канал. Подобные рейсы были нерегулярны и не приветствовались со стороны районной администрации, а поэтому вскоре тоже прекратились. Вопрос остался открытым.
Сейчас официально функционирует только паромная переправа в Мельдино, а в других местах через канал можно переплыть только случайно, если повезет встретить кого-нибудь на лодке. Мы решили это проверить и приехали в Запрудню - поселок городского типа в Талдомском районе. От железнодорожной станции до канала чуть более километра.
На берегу мы обнаружили старый причал и закрытый на замок домик лодочной станции. На другом берегу такой же домик, рядом пришвартована лодка, но вокруг никого. Походив вдоль берега и сделав несколько фотографий, мы уже было отказались от идеи побывать на другом берегу, как вдруг из леса вышло несколько человек с ведрами и резиновой лодкой. Как вскоре выяснилось - это были местные грибники, которые ходят в лес на другом берегу. По нашей просьбе они сделали еще один рейс через канал и переправили нас на ту сторону. По дороге они подтвердили актуальность информации о том, что постоянной переправы здесь уже давно нет, а та единственная лодка, которую мы видели, принадлежит лесничеству и регулярных рейсов не совершает. «Так и живем. Кому нужно на другой берег - покупают себе надувные лодки или тратят полдня на объездную дорогу» - сказали грибники. Зимой проще - на канале встает лед, по которому прокладывают понтонный мост - и сообщение снова на какое-то время становится регулярным.
Погуляв на другом берегу по красивому лесу и обнаружив в нем след лося, мы дошли до деревни Надмошье, откуда на такси уехали до железнодорожной станции Дмитров. Ближайший мост через канал к югу от Затрудни находится в 25 километрах - уже почти в Дмитрове.