Село Дединово - родина российского флага и русского флота
Фото: [origin-production.wikiwand.com]
Небольшое село Дединово, расположенное на берегу Оки на юго-восточной окраине Подмосковья, на первый взгляд выглядит немного сонным и ничем не примечательным, но это только на первый взгляд. Стоит лишь остановиться, пройтись по нескольким улицам, выйти на набережную и приоткрыть историю Дединово, как вы удивитесь фактам и событиям, которые происходили в этих местах.
Троицкий храм села Дединово упоминается в книгах еще в 1647 году, но само село, согласно официальной версии, существует с XV столетия, хотя местные краеведы уверены, что с XIII. Так или иначе, но в те далекие времена Дединово было дворцовым селом, занимавшимся преимущественно добычей рыбы на «обиход» царя. Река всегда была основой жизни местных крестьян - в ней они ловили рыбу, издревле строили разнообразные лодки и суда, а на заливных лугах по берегам заготавливали сено.
В Смутное время Дединово стало местом строительства деревянных судов для поставок хлеба по Оке в осажденную Москву. На берегу появилась первая крупная судоверфь. Позднее, во времена правления Михаила Федоровича Романова, с 1613 по 1645 год, село по причине удобного речного расположения стало центром постройки судов для перевозки хлеба со всех окрестных земель, богатых пшеницей и плодородными почвами: Луховиц, Рязани, Ловцов, Белого омута (ныне Белоомут), Зарайска и Коломны.
Во время правления Алексея Михайловича Тишайшего - второго царя из династии Романовых и отца будущего императора российского Петра I - Дединово становится «первым отечественным адмиралтейством». По указу царя в Дединово построили большой корабль западноевропейского образца, чтобы доставлять на нем грузы в Астрахань и охранять торговые пути в Каспийском море.
«1667 года июня в 19-й день великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России самодержец, указал, для посылок из Астрахани на Хвалынское море делать корабли в Коломенском уезде в селе Дединове…», - отмечается в издании «Приказные дела старых лет».
Для строительства корабля в Дединовскую судоверфь приехали голландские мастера - Ламберт Гельт, а с ним целая команда плотников. Остальных рабочих набрали здесь же - в Дединово. Лес для будущего судна заготавливали в районе Коломны, а железо везли из Тулы и Каширы. Тут стоит обратить внимание, что корабль «Орел», который вскоре появился в Дединово, а в мае 1668 года благополучно спущен на воду, не был первым судном, построенным в России. Но он стал первым именно западноевропейским кораблем - голландским пинасом - на котором подняли российский флаг, и который оказался на государственной службе у истоков русского флота.
Нельзя не упомянуть еще один западный военный парусник, построенный в Балахне (под Нижним Новгородом) сильно раньше «Орла» - в 1636 году. Им стала трехмачтовая галера «Фредерик», названная так в честь голштинского герцога Фридриха III. Однако историки не считают его «первым русским кораблем», так как «Фредерик» был спущен на воду под флагом Шлезвиг-Голштейна, а предназначался для плавания подданных герцога через Россию в Персию.
Русское правительство благосклонно отнеслось к просьбе герцога предоставить возможность построить такой корабль, ибо видело в предприятии и свою выгоду, а также рассчитывало перенять у голштинских мастеров технологии кораблестроения. На это указывает и содержание царской грамоты, отправленной нижегородскому воеводе, в которой говорится:
«Ходити им в Персиду... Волгою на десяти кораблях, а корабли им делати в нашей земле, где такие леса, которые к тому делу годны найдут, а тот лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, и наём им платить по договору с ними вольною торговлею, а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить».
Однако «Фредерик» так и не дошел до Персии, попав в Каспийском море неподалеку от Дербента в сильный шторм, продолжавшийся несколько дней. Стихия так сильно повредила корабль, что экипаж принял решение посадить судно на мель, чтобы спастись самим и попытаться спасти груз. Однако местные жители, узнавшие о корабле на мели неподалеку от берега, так быстро его разворовали, что спасти ничего не удалось.
Но давайте вернемся к «Орлу». В отличие от «Фредерика», он был построен полностью по заказу русского правительства и для его же нужд, вот только флага как такового сначала не было. Этим вопросом сразу же озаботился приехавший в Дединово голландский капитан Давид Бутлер, которому было поручено командовать судном и набрать команду для будущего плавания в Каспий. Бутлер пишет царю письмо, в котором объясняет, что на корабле обязательно нужен флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот. Также он просит доставить в Дединово «63 аршин киндяку (хлопчатобумажная ткань) на знамя, на среднее большое дерево, 108 аршин киндяку на знамя, что живет на корме, 30 аршин киндяку на знамя, на переднее лежачее дерево, что на носу, 42 аршин киндяку на долгое узкое знамя. А цветами те же киндяки как великий государь укажет…».
Многие современные историки считают, что именно тогда, благодаря письму голландского капитана Давида Бутлера и появился российский триколор. Цвета были взяты с голландского флага, но расположены в другом всем известном порядке, а также флаг был дополнен золотым двуглавым орлом в центре, в честь которого корабль и был назван.
Давид Бутлер также привез с собой «Корабельного строя письмо» - голландский устав об организации службы на корабле в военное и мирное время. Устав был переведен на русский и применен уже в первом плавании «Орла». Историк Виктор Майборода так пишет об этих событиях:
«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было взято «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота».
В свое первое и последнее плавание «Орел» вышел из Дединово 7 мая 1669 года, а спустя 3,5 месяца оказался в Астрахани, где судно захватили восставшие казаки Степана Разина. Дальше мнения исследователей расходятся - одни считают, что корабль сразу же сожгли, а другие уверены, что он простоял десять лет в рукаве Волги Кутум, после чего пришел в негодность и был разобран. Капитана Бутлера повстанцы взяли в плен, но тот умудрился сбежать на лодке в Дагестан, а оттуда в персидский город Исфаган, где было голландское подворье. Его письма домой в Голландию, где он достаточно подробно описывает астраханские события и плавание «Орла», позднее были опубликованы в книге Яна Янсена Стрейса - голландского путешественника, бывшего на «Орле» вместе с Бутлером. Его знаменитая книга «Три путешествия» была впервые переведены на русский в 1880 году, а затем несколько раз переиздавалась, в том числе и совсем недавно: в 2006 году.
Координаты села Дединово: 55°3'3"N 39°7'24"E