Солнечногорские изваяния – плоды симпозиумов
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Симпозиум в переводе с греческого языка означает «пиршество». В наше время это слово ассоциируется с конференциями ученых, однако с 2001 по 2004 годы в городе Солнечногорске симпозиумы проводили скульпторы. Мастера из разных городов и стран за короткий срок в течение двух летних месяцев пытались раскрыть тему симпозиума в камне. Свои творческие эксперименты художники оставили в дар городу, и с тех пор скульптуры стоят вдоль аллей главного парка.
Солнечногорский парк расположен между Ленинградским шоссе и озером Сенеж. Весь парк можно пройти от входа до берега за десять-пятнадцать минут. Сенеж – главная природная достопримечательность Солнечногорска. Хотя водоем называют озером, фактически это водохранилище, образовавшееся при постройке канала между реками Истрой и Сестрой в 1826 году. Канал, остатки которого сохранились и сегодня, рыли для судоходства из Волги через Истру в Москву. Сенежское озеро снабжало шлюзы канала водой в сухие летние месяцы.
У входа в парк посетителя встречают две необычные скульптуры: фигура с девятью шарами и ползущий навстречу бородатый артиллерист с пушкой на спине. Дальше вдоль аллей стоят не менее странные изваяния. Все работы можно разделить на три типа: женские природные образы, абстракции, скульптуры по мотивам древних мифов. Почти все фигуры в городском парке выполнены из гранита. На Советской площади Солнечногорска есть еще несколько странных скульптур из белого известняка. В обоих местах стоят работы, оставшиеся от симпозиумов скульпторов.
Всего было восемь подобных симпозиумов скульпторов в Подмосковье. Они проводились в Клину, Видном, Люберцах и четыре раза подряд в Солнечногорске. Первый по счету фестиваль организовали в 1998 году в Зеленограде. На каждом симпозиуме определялась тема, поэтому даже самая абстрактная скульптура должна была ей соответствовать. Солнечногорские слеты посвящали женщине, природе и водной стихии из-за близости Сенежского озера. В Клину в 2005 году темой симпозиума стала «Музыка» в честь 165-летия со дня рождения П.И. Чайковского. В 2007 году в Видном скульпторы ваяли по мотивам русских народных сказок, а в Люберцах в 2008 году выражали в камне идею семьи.
Рассмотрим скульптуры парка Солнечногорска по мотивам античных мифов. Андрей Балашов оставил городу «Очаровательную Сирингу». Древнеримский поэт Овидий в «Метаморфозах» писал, что Сиринга – это целомудренная нимфа деревьев, оберегавшая свое девство от сатиров и богов. Однажды ее стал преследовать лесной Пан. Убегая от него, Сиринга подошла к тихой реке и попросила водных нимф превратить ее в болотный тростник. После преображения ветер извлек из этой тростинки жалобный звук. Пан сделал из тростника флейту, и с тех пор этот музыкальный инструмент называют сирингой. В парке есть и другие каменные нимфы: гамадриады, наяды и нереиды.
Другая скульптура на мифологическую тему называется «Старец Икар». Это работа солнечногорского скульптора Романа Олеговича Фашаяна – организатора симпозиумов. Согласно древнегреческому мифу мастер Дедал сделал себе и сыну Икару скрепленные воском крылья. Так Дедал хотел спастись от критского царя Миноса. Отец велел Икару не лететь слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск, и не опускаться слишком низко, чтобы вода не намочила перья. Юноша забыл наказ отца, приблизился к солнцу и упал в море. В трактовке Романа Фашаяна Икару удалось долететь до солнца, но он не нашел там того, что влекло его вверх. Теперь Икар – это разочарованный старец, который скептически относится к дальнейшему поиску неведомого.
Тот же скульптор сделал известняковое изваяние Сизифа, расположенное в сквере у Советской площади. Сизиф – строитель и царь Коринфа, которого боги осудили после смерти бесконечно катить камень на гору в загробном мире. Достигнув вершины, камень каждый раз скатывался вниз, и работа начиналась заново. Сизиф в Солнечногорске – это еще и автопортрет Романа Фашаяна.
Скульптуру «Похищение Европы» выполнил московский скульптор Сергей Мильченко. Европой звали прекрасную дочь финикийского царя. Буквально это имя переводится с греческого как «широкоглазая». Зевс увидел Европу, обратился быком и выкрал девушку, когда она играла с подругами на берегу моря. Бык уплыл с Европой на спине на остров Крит. В трактовке художника Европа не выглядит жертвой похищения, а скорее сама оседлала животное и использует его рога в качестве штурвала.
Смысл многих скульптур разгадать сложно, если не знать задумку автора. Например, композиция условной фигуры человека-глыбы и куска гранита с отверстием называется «Пульс реки». Она была навеяна художнику Олегу Киевскому романом-притчей Германа Гессе «Сидхарта» по мотивам буддийской и индуистской мифологии. Во время переправы через реку брахман Сидхарта услышал от паромщика такие слова: «Очень красивая река. Я ее больше всего люблю. Я часто ее слушаю, часто смотрю в ее глаза и все время учусь у нее. У реки многому можно научиться».
Скульптура с узором из квадратиков, напоминающим клетки кроссворда – это «Солнечногорский подсолнух». Автор этой работы румынский скульптор Николае Флессинг.
Фигура человека с шарами у входа в парк называется «Великим противостоянием». Украинский художник Сергей Сбитнев изобразил над головой изваяния планеты солнечной системы, а в ее руках Землю и Марс.
Среди странных скульптур парка стоят два памятника, которые не имеют отношения к симпозиумам. Это бюст Михаила Юрьевича Лермонтова, который установили в 2014 году к двухсотлетию поэта и памятник жертвам политических репрессий. Поэт связан с усадьбой Середниково в Солнечногорском районе. В 1829-1832 годах юный Лермонтов проводил там лето вместе со своей бабушкой Екатериной Аркадьевной Арсеньевой.
В Подмосковье есть еще несколько мест, которые понравятся любителям необычных скульптур и инсталляций под открытым небом. Как уже говорилось выше, симпозиумы скульпторов проводились не только в Солнечногорске. В 2008 году восьмой по счету симпозиум прошел в Люберцах. После слета художников экспериментальные изваяния поставили в городском парке по примеру Солнечногорска.
В Химках в парке имени Льва Толстого в 2011 году появился «Сад камней» – любопытная инсталляция из каменных валунов с цитатами из последней философско-религиозной работы Толстого «Путь жизни».
В деревне Борзые Истринского района недалеко от Павловской Слободы художник Сергей Сергеевич Казанцев создал частный парк скульптур «Истра». Вокруг мастерской скульптор Казанцев выставил под открытым небом свои мраморные работы. Среди них немало экспериментальных скульптур, но преобладают женские образы, символизирующие природу и материнство.