Захарова: дети не должны учиться во вторую смену
Фото: [insolnechnogorsk.ru]
Количество школьников в Подмосковье увеличивается быстрее, чем появляются места в образовательных учреждениях. В связи с этим значительное количество детей вынуждено учиться во вторую смену. В конце 2013 года Андрей Воробьев, тогда еще исполняющий обязанности главы региона, высказался о недопустимости обучения в школах в две смены и поставил задачу ликвидировать сей факт, в том числе за счет строительства новых учебных заведений. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону, однако окончательно проблема пока не решена. О том, какая работа ведется в Подмосковье для ликвидации второй смены в школах и почему вопрос продолжает оставаться открытым, корреспонденту «Подмосковье сегодня» рассказала министр образования Московской области Марина Захарова.
Дефицит школ
- Марина Борисовна, насколько законно само явление второй смены в школах?
- Организация учебного процесса в две смены относится к компетенции школы. Важно, чтобы при этом соблюдались санитарные нормы и правила. Согласно СанПиНам обучение детей может быть организовано в двусменном режиме. Исключения составляют первые, пятые, выпускные девятые и одиннадцатые классы, а также классы компенсирующего обучения. Все эти нормы в Московской области соблюдаются. С учетом того, что у учащихся вторых - четвертых классов меньше уроков, чем у учащихся среднего или старшего звена, именно они обычно обучаются во вторую смену.
- Почему изначально в школах была введена вторая смена?
- Факторов, повлиявших на введение второй смены в школах, несколько. В первую очередь это существующий на сегодняшний день в ряде муниципальных образований дефицит школ. Основные причины для этого - миграция населения и демографический рост. Кроме того, введение нового федерального образовательного стандарта потребовало большего количества учебных площадей, что также усилило нагрузку на школьные здания. В соответствии с Конституцией РФ у нас гарантирована общедоступность общего образования, поэтому ребенка, проживающего в закрепленном за школой микрорайоне, школа обязана принять на обучение. В итоге приходится организовывать работу во второй половине дня.
Кроме этих объективных причин появления второй смены, сказались ошибки градостроительной политики, когда в районах массовой застройки не создавались объекты социальной инфраструктуры.
Проделана большая работа
- Сколько сегодня подмосковных школ работает в две смены, и сократилось ли их количество за последний год?
- Сегодня 294 школы Московской области работает в две смены. За год была проделана большая работа, в результате чего численность школ со второй сменой сократилась на 104, тогда как в прошлом году таких учебных заведений было 398. Количество учеников, обучающихся во вторую смену, составляет 61 941 человек.
- Есть ли в Подмосковье муниципалитеты, в которых вопрос со второй сменой не стоит?
- Из 71 муниципального образования вторая смена есть в 51. В прошлом году таких муниципалитетов было 53. Ликвидирована вторая смена в городском округе Власиха, в Егорьевском районе, введена в городском округе Рошаль, да и число муниципальных образований сократилось за счет объединения городских округов Королев и Юбилейный. То есть количество школ, работающих в две смены, сократилось, а вот количество муниципалитетов практически осталось на прежнем уровне. Есть муниципальные образования, где второй смены не было изначально. Например, в Серебряно-Прудском районе не столь большое количество обучающихся и все школы распределены так, что из 11 школ 10 находится в сельской местности. У них не такая плотность населения, не столько детей. Если брать Бронницы, то там школ не так много, но территория небольшая, поэтому учебных площадей хватает, чтобы все учащиеся посещали школу в одну смену. Еще один яркий пример – это Реутов, где руководство города уделяло строительству школ особое внимание. Там застройка жилых домов изначально была такая, что строительство школ планировалось заранее и строились они своевременно, поэтому второй смены в Реутове нет.
Строительство, ремонт и реконструкция
- Где успешнее всего решается эта проблема и за счет чего?
- Есть муниципальные образования, в которых местные власти очень серьезно подходят к вопросу ликвидации второй смены. В их числе Люберецкий район. Если в прошлом году в две смены там работало 18 школ, то в этом году всего 4. Немалая работа в этом направлении проведена и в Раменском районе, который является одним из самых больших в Подмосковье. Там из 15 школ, работающих в две смены в прошлом году, в этом осталось всего 9. Во многих учебных заведениях за счет реконструкции и ремонта классов, которые использовались не по назначению, ресурсы были пересмотрены. Например, там, где было две большие учительские, сделали одну, а вторую отдали под класс. Раньше на это не обращали столь пристального внимания, но с указом президента и после задачи, поставленной губернатором Московской области Андреем Воробьевым, приоритеты были пересмотрены, и все мы понимаем, что дети должны учиться только в первую смену.
- В каких муниципалитетах проблема второй смены стоит наиболее остро?
- Больше всего школ со второй сменой в Одинцовском районе. В прошлом году их было 23, в этом – 17. А также в Подольске, где за год количество школ, работающих в две смены, сократилось с 20 до 19. Движение в этих муниципальных образованиях, безусловно, есть, но очень медленное. Еще достаточно много школ со второй сменой остается в Балашихе, Коломне, Химках, Красногорском, Щелковском районах.
Нестабильный прирост населения
- Как полностью ликвидировать вторую смену?
- Необходимо проводить анализ данных о числе жителей, числе детей школьного и дошкольного возраста, учитывать динамику за последние три года, прогнозные значения, анализировать сведения о проектной мощности, наполняемости и состоянии функционирующих объектов образования, их удаленность. При выборе и составлении проектов развития территории муниципального образования нужно учитывать нормативную потребность в строительстве объектов социального назначения и предусматривать обязательства инвесторов по строительству школ или реконструкции функционирующих за счет собственных или привлеченных средств. То есть здесь важны социальные, экономические и юридические показатели.
В соответствии с поручениями губернатора Подмосковья по итогам заседания правительства Московской области 8 июля 2014 года для ликвидации второй смены обучения в общеобразовательных учреждениях была проведена работа по разработке «дорожных карт» с указанием адресов, сроков строительства школ и источников финансирования. В настоящее время «дорожные карты» актуализируются.
- Когда вторая смена в школах Московской области будет ликвидирована на 100%?
- Такие сроки сложно обозначить, так как в Московской области большими темпами идет прирост населения. Если в прошлом году прирост детского населения составлял 20 тысяч человек, то в 2015 году прирост детей школьного возраста превысил все ожидания и составил более 34,5 тысячи человек. За счет миграции и демографической ситуации детское население выросло почти в два раза. Особенно остро проблема стоит в густонаселенных городах и поселениях. Однако, несмотря на сложности, в наших планах снизить обучение во вторую смену к 2019 году.