Ценники в объективе

Потребительский рынок
РИА Новости

Фото: [РИА Новости]

Инициативные жители Подмосковья, бдительно следящие за ростом цен в магазинах, натолкнулись на ожесточенное сопротивление продавцов, которые пресекали все попытки сфотографировать обнаглевшие ценники. «Не имеете права», — заявляли им администраторы. Очень даже имеют, возражают в Минпотребрынка.

Мониторинг цен в Московской области ведется по поручению губернатора Андрея Воробьева, который дал соответствующее задание министру потребительского рынка и услуг Владимиру Посаженникову после того, как президент России Владимир Путин на год запретил ввоз в РФ мяса, рыбы, молока и овощей из США, Канады, Австралии, Швейцарии и стран Евросоюза. Однако отслеживают цены не только в министерстве — простые граждане, кровно заинтересованные в том, чтобы их расходы не росли в геометрической прогрессии, также могут принять в этом участие. Они активно присылают фотографии ценников и адреса магазинов, где продукты необоснованно и резко подорожали, на странички Минпотребрынка в соцсетях. Такие сообщения обрабатываются и перепроверяются сотрудниками ведомства, после чего виновникам приходится несладко.

Магазины, разумеется, такая ситуация не устроила, и они решили бороться с излишне, на их взгляд, любопытными гражданами, своими методами. В результате многие покупатели столкнулись с сопротивлением продавцов. Как рассказал Владимир Посаженников, сотрудники магазинов и администраторы торговых залов всячески препятствуют и прямо запрещают съемку ценников на своих прилавках. Аргументируют они свое поведение тем, что запрет или разрешение на такого рода съемку находится в компетенции магазина.

В действительности, однако, эти аргументы ничего не стоят. «Речь в данном случае идет о намеренном вводе в заблуждение потребителей, — объясняет глава Минпотребрынка. — Фотосъемка ценника — это метод сбора информации, а не использование чужого имущества, коммерческого секрета по выкладке товара или оформлению торгового зала. А значит, запрет на фотографирование ценников незаконен».

Ссылаются продавцы и на некую «коммерческую тайну», для соблюдения которой, якобы, на стыдливые ценники можно смотреть, но фотографировать — ни-ни. Но статья 10 закона о защите прав потребителей с ними не согласна. «Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора», — цитирует документ Владимир Посаженников. А информация о товарах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.

Не стоит забывать и о статье 437 Гражданского кодекса РФ, согласно которой реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются, как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. «Ценник в магазине — это тоже предложение оферты, а значит открытая информация, никакого отношения к коммерческой тайне не имеющая», — подчеркивает министр.

Таким образом, запрет на фотографирование ценников — это прямое нарушение закона о защите прав потребителей, и адреса магазинов, которые делают это, следует смело сообщать в Минпотребрынка. Сделать это можно на любой из страничек ведомства в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter или Instagram. Также можно отправить жалобу по электронной почте на адрес minpotreb@mosreg.ru или позвонить по горячей линии +7-495--988-37-15.

«Мы ждем обратной связи в рамках мониторинга цен на продукты в магазинах Московской области. Я лично призываю всех жителей Подмосковья сообщать нам о повышении цен», — подчеркнул Владимир Посаженников.

Следит за подмосковными ценами и Федеральная антимонопольная служба РФ. На своем сайте она также открыла горячую линию, по которой можно оставить жалобу на завышение розничных или оптовых цен на продовольствие, на завышение оптовых цен на рыбу, а также сельскохозяйственную продукцию и сырье. Свои предложения необходимо оставлять на соответствующей странице на сайте антимонопольного ведомства.

Наконец, еще один контролер подмосковных магазинов — проект «Народный контроль» партии «Единая Россия». Как рассказал руководитель исполкома регионального отделения партии, депутат Мособлдумы Владимир Шапкин, если раньше активисты проекта осуществляли контроль за качеством продукции и системой обслуживания, то теперь их внимание будет сосредоточено на ценах.

Пока, впрочем, никакого особенного повышения не зафиксировано, цены колеблются в рамках сезонных всплесков, но вскачь не несутся. Уследить есть кому.

Поделиться