Орнитолог о столкновении самолетов и птиц: «Проблема существует во всем мире»

Безопасность
Алексей Куденко/РИА Новости

Фото: [Алексей Куденко/РИА Новости]

Орнитолог Владимир Романов рассказал, как защищают самолеты от столкновений с птицами и к чему могут привести подобные встречи.

Самолет А-321 авиакомпании «Уральские авиалинии» совершил жесткую посадку в поле у деревни Рыбаки (Раменский округ). По предварительной информации, в двигатели самолета попали птицы и нарушили их работу.

По словам главного ветеринарного врача и орнитолога единственного в России госпиталя птиц «Зеленый попугай» Владимира Романова, даже одна птица может вывести из строя огромный двигатель. При этом большинство столкновений не несут негативных последствий.

– Проблема существует во всем мире, – говорит эксперт. – Как правило, птицы врезаются в лобовые стекла, двигатель. Если речь идет о стае, она может повредить сразу две турбины. Раньше (в 90-х Романов работал на военном аэродроме.– Прим. ред.) в военной авиации ремонт самолета после столкновения с пернатыми закладывался в смету по его обслуживанию. Думаю, в гражданской авиации ситуация аналогичная.

Основную опасность птицы представляют при взлете и посадке самолета. Ударная сила пернатых о воздушное судно настолько велика, что последствиями такого столкновения становятся вмятины в железе, деформированные полости и сломанные моторы. В аэропортах принимают все меры по борьбе с проблемой.

– В аэропортах делают анализ орнитологической обстановки, – говорит Романов. – Отслеживаются пути миграции птиц, провоцирующие факторы вокруг аэропортов, берется во внимание увеличение количества птиц за счет вылета молодняка. Проводится превентивная работа, включающая в себя использование шумовых и акустических эффектов, звуков хищных птиц (ястребов и соколов), отпугивающих других пернатых от территории аэропорта. Если бы такая работа не проводилась, столкновений было бы в разы больше.