Что возят с собой спасатели, не боящиеся пробок
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье неделя]
Хеви-метал Макс Ефимов не слушает, пива не пьет, «Ночных волков» не знает. Хотя он вполне себе байкер – на мотоцикле ездит и в свободное время, и на работе. Максим входит в мотогруппу ногинского спасательного отряда. Маневрируя в пробках, эти подразделения стремятся приехать первыми на место ДТП. Наш корреспондент побывал на базе мотоспасателей и убедился, что тяжелый металл там не слушают, а режут, и что байк для них – не стильная примочка, а практичное средство передвижения.
От темна до темна
Как и по всей России, в Подмосковье мотогруппы спасателей появились в 2010 году. Сегодня в Московской области действуют десять таких подразделений. В этом сезоне они выезжали на дороги региона без малого 200 раз.
Ногинский отряд в этом смысле относительно тихий. Мотогруппы здесь приходится задействовать не чаще двух-трех раз в неделю. В Долгопрудном, например, загруженность мотоциклистов ощутимо больше. Но так было не всегда.
– Если проанализировать статистику ДТП четыре года назад и сейчас – их число уменьшилось в четыре раза, – говорит заместитель начальника ногинского Поисково-спасательного отряда (ПСО-8) Сергей Тюшев. – Раньше, бывало, по три раза в сутки приходилось выезжать. Тяжесть и количество ДТП уменьшилось благодаря общему улучшению дорожной инфраструктуры – сделали разделительную полосу на Горьковском шоссе, поставили камеры.
Работа у мотогруппы сезонная – с мая по сентябрь. Не выезжают они на дороги в дождь, снег (помните, был в мае в этом году?) и в ночь. Задача у мотоцикла простая – как можно скорее добраться до места аварии сквозь пробки, которые неминуемо возникают при ДТП.
«Спасатель на мотоцикле» – должность так и называется, так и записывается в трудовой. Работает такой спасатель сутки через трое. Он входит в состав смены из пяти человек. После восьми вечера мотоциклист загоняет машину в бокс и продолжает дежурство как обычный спасатель. В темноте до места ЧП положено добираться на автомобиле.
Тащить, но не лечить
Рассекают мотоциклисты на «Яве-350». Не бог весть какая машина, но, говорят спасатели, для работы вполне хватает. От «гражданского» байка этот отличается окрасом, наличием мигалки и кофров – сундуков для медицинского инвентаря.
С собой у мотоспасателя средства для оказания первой помощи: бинты, жгуты, фиксирующие шины, сухой лед, шейный корсет. Сзади отдельно пристегиваются гидравлические ножницы. Ими режут корпус машины, если после аварии человека зажало. Медикаментов спасатели с собой не берут – пару лет назад Минздрав постановил, что полноценную медицинскую помощь пострадавшим имеют право оказывать только профессиональные медработники.
Штатного механика в отряде нет. За сохранность техники отвечает руководство, косметическое техобслуживание организуют водители.
– Фильтры, масло, бензин и так далее нам по заявке выдают в централизованном складе для всех спасателей в Мытищах, – говорит Сергей Тюшев. – За четыре года, что я здесь работаю, у нас не было ни серьезных поломок, ни аварий. Это говорит о своевременном обслуживании и профессионализме водителей.
К вопросу о скорости
Расход бензина, масла и прочая амортизация фиксируется после каждого вызова. Также в специальные книги заносятся сведения о самой аварии. Спасатели должны всегда быть готовы предоставить эти данные по запросу правоохранительных органов.
Собраться и выехать спасатели должны в течение минуты с момента получения сигнала о ЧП. ГОСТа по времени прибытия у них, как и у «скорой», нет и быть не может – они отвечают за внушительную территорию всего Ногинского района.
– Мы находимся в Ногинске, а авария может произойти в Купавне или в Электроуглях, – поясняет Сергей Тюшев. – Соответственно, местная дорожно-патрульная служба или «скорая помощь» могут приехать быстрее.
Гаишников спасателям дожидаться не обязательно. Приезда «скорой» они ждут значительно чаще. Присутствие людей в форме успокаивает, а пострадавшие в ДТП порой нуждаются не столько в медицинской, сколько в психологической поддержке.
Бывает и так, что мотогруппу разворачивают на полпути. Если медики или полиция, прибывшие на место первыми, видят, что помощь спасателей не нужна, они могут дать им отбой через диспетчерскую «Системы-112».
«Мотобиатлона» пока не придумали
Особенных требований к желающим стать мотоспасателем не предъявляется. Достаточно иметь водительское удостоверение категории А. Как и все новички, кандидаты в спасатели на мотоцикле проходят обучение в спеццентре в Подольске.
Дополнительных бонусов мотоциклистам не полагается, их зарплата зависит от класса. Подтвердить или повысить его каждый спасатель может раз в три года в аттестационной комиссии.
Не существует пока и всероссийских или региональных соревнований между мотогруппами. Это повод для отдельного сожаления, зрелище могло бы получиться не хуже танкового биатлона.
Еще учась в строительном колледже в родной Электростали, Максим Ефимов знал, что обязательно станет спасателем. Отслужив, пошел стучаться в близлежащие отряды с характеристикой из армии вместо резюме. Вакансия нашлась в ногинском ПСО-8, год как он работает здесь.
Мотоциклами Ефимов увлекается с детства. В школе гонял на скутере, потом на мопеде. На первые большие сбережения приобрел не производящийся уже культовый «Кавасаки ZZ-R400». О служебной «Яве» Максим отзывается сдержанно-положительно, но понятно, что катать девушек на ней он бы не стал.
Сейчас 21-летний Ефимов – спасатель самого невысокого ранга. В следующем году ему предстоит аттестация, на которой он рассчитывает получить статус спасателя третьего класса. Будет ли он после этого работать на мотоцикле, для него не принципиально – Максим говорит, что ему дорого ремесло спасателя как таковое. А на двух колесах погонять всегда можно и в свободное время.