«Честные знаки» стали появляться на мороженом и сырах, изготовленных в Подмосковье
С 1 июня начался первый этап обязательной маркировки молочной продукции. Специальные коды появляются на мороженом и сырах. А покупатель с помощью приложения может получить всю необходимую информацию. Как подготовились к маркировке подмосковные производители и что теперь изменится для потребителя?
ЧТО СКРЫВАЕТ КОД
Государство планирует поэтапно вводить маркировку молочной продукции для усиления контроля их качества и исключения появления фальсификатов. Сейчас это коснулось мороженого и сыров. С 1 сентября начнет распространяться на молочную продукцию со сроком годности более 40 дней. А с 1 декабря на «молочку» со сроком годности менее 40 дней.
Принцип такой. Каждому продукту присваивают QR-код, который регистрируется в системе «Честный ЗНАК». Он наносится на упаковку или ярлык товара, содержит точные данные о наименовании, производителе, дате, времени, месте выпуска, статусе продукта – «может находиться в продаже», «продан» и других. Расшифровать этот код и получить исчерпывающую информацию о товаре покупатель может с помощью приложения «Честный ЗНАК».
– Маркировку получают те товары, которые выработаны на официально действующих предприятиях, – подчеркивает начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области Надежда Раева. – Каждая единица упаковки обеспечивается кодом, свойственным только ей одной.
ОБЕЛИТЬ РЫНОК
Система фиксирует движение товара по всей логистической цепочке. В том числе проверку кода в магазине при размещении товара на полке. Это должно исключить риски вбросов контрафакта.
Как отмечает представитель подмосковного ведомства, технически уникальные QR-коды очень сложно подделать. Если попытки и будут, на кассе контрафактный товар не пробьется. Как только появится прецедент, информация с помощью системы сразу же поступит в контрольно-надзорные органы. Также помогать обелять рынок будут и сами покупатели: если приложение выдаст подозрительную информацию о товаре, можно будет отправить жалобу.
Полностью доминировать на полках товар с «Честными знаками» начнет не раньше чем через несколько месяцев. Срок годности мороженого – около года, а у сыра может быть еще больше.
– То есть сейчас нужно обращать внимание, когда изготовлен товар. Если начиная с 1 июня, то должен быть код, – подчеркивает Раева.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
К обязательной маркировке товаров производители начали готовиться заранее. Потребовалось не только зарегистрироваться в упомянутой системе, которая генерирует уникальные коды для продукции, но и позаботиться о техническом оснащении.
– Мы нашли компанию, которая под нас разработала программное обеспечение. Также по ее рекомендации приобрели принтер, штрих-сканер и теперь налаживаем работу. Пока еще приходится постоянно что-то настраивать и консультироваться со специалистами, – рассказывает владелица «Мамонтовской сыроварни» в Богородском городском округе Елена Абрамова.
Предпринимательница отмечает, что новые требования приводят к некоторому увеличению себестоимости продукции. Помимо отдельных оборудования и ПО, нужно еще и назначить ответственного за маркировку.
– Ведутся разговоры, что будет субсидирование на соответствующие цели. Очень на это надеемся, – говорит Абрамова.
Ранее в федеральном Минсельхозе отмечали, что для частичной компенсации перехода молочной отрасли на обязательную маркировку и предотвращения роста цен необходимо примерно 8,6 млрд руб.
Как отмечает оператор маркировки Центр развития перспективных технологий, для производителей сыра и мороженого работает служба поддержки, а также выделены персональные менеджеры.
– В настоящее время в обороте могут находиться и продукция с QR-кодами, и товары, произведенные до того, как начало действовать новое требование. Если их срок годности еще не истек, - говорит Надежда Раева.