Электробус нового поколения испытали в Подмосковье
Фото: [Павел Попов/Подмосковье сегодня]
Транспорту будущего на подзарядку требуется от 6 до 20 минут, а управлять им сможет водитель обычного автобуса. Эти и другие подробности выяснили корреспонденты «Подмосковье сегодня», получившие эксклюзивную возможность прокатиться на электробусе второго поколения. Тестирование чудо-техники прошло в Павловском Посаде.
МОТОР-ТИХОНЯ
Неужели настолько бесшумно? Двери открываются, и электробус услужливо наклоняется, приглашая войти. Машина легко набирает скорость и плавно тормозит, мотор не ревет, кузов не трясется. Но что самое приятное – не пахнет выхлопными газами.
Испытания электробуса второго поколения КамАЗ-6282, который выпускается на дочернем предприятии КамАЗа в Нефтекамске, завершились в Московской области неделю назад. Машину тестировали в Павловском Посаде с июня прошлого года. За это время электробус преодолел почти 13 тыс. км.
– Пассажиры ездили с удовольствием и с интересом рассматривали каждую деталь, – рассказывает водитель Александр Власов. – Салон просторный и комфортный, что особенно важно в часы пик.
ПАРКЕТ И USB
Интерьер внутри выполнен в серо-синих тонах, под ногами – автолинолиум, напоминающий паркет. Машина оснащена системой наклона кузова на остановках, которая называется книлинг. Это особенно удобно для пожилых пассажиров. В центральной части салона предусмотрено просторное место для инвалидов или пассажиров с детскими колясками.
Аппарель, то есть пандус, выезжает автоматически. В обычных автобусах водитель, как правило, вынужден покидать рабочее место, чтобы достать откидную площадку. Еще одна фишка – USB-разъемы для зарядки смартфона. Во время тестирования пассажиры активно ими пользовались.
– Школьники даже пропускали свои остановки: поставят смартфон на зарядку и забывают обо всем на свете, – смеется Александр Власов.
Электробус КамАЗ-6282 собран в цехах научно-технического центра компании КамАЗ. В отличие от модели-предшественника (НефАЗ-529943), здесь больше остекления и сделан «горб» по всей длине крыши, где скрываются литий-титанатные аккумуляторы. Эти батареи способны выдерживать температуры в диапазоне от –45 до 45 градусов Цельсия, а также «шок» от ультрабыстрой зарядки (за 20 минут), которую обычные устройства переносят тяжелее. Дождь и снег электробусу не страшны, утверждают разработчики.
ВСЕ РАДИ КОМФОРТА
Электробус имеет преимущества не только перед автобусом, но и перед троллейбусом. Здесь больше возможностей для маневра, ведь нет «привязки» к проводам. Такой вид транспорта и весит меньше: по словам заместителя главного инженера Мострансавто Максима Ловяго, вместо привычного двигателя внутреннего сгорания и трансмиссии установлен «тяговый электропортальный мост с мотор-колесами».
– Пассажирам это дает комфортное и бесшумное движение, без лишних вибраций машины, – отмечает Максим Ловяго.
Для водителя главная отличительная особенность электробуса – это панель приборов.
– Она полностью электронная и позволяет следить за всеми параметрами пробега, – поясняет Александр Власов. – Также показывает, сколько осталось зарядки. Еще одно отличие от дизельного КамАЗа: все кнопки расположены слева, а не справа. К этому пришлось привыкнуть.
Кстати! Электробусом может управлять любой водитель автобуса. Правда, во время испытаний модели специалисты прошли стажировку и сделали несколько пробных рейсов с инструктором без пассажиров.
ЧТО МНЕ ДОЖДИК ПРОЛИВНОЙ
Во время испытаний нужно было проанализировать, как машина работает в разных погодных условиях.
– Электробус выполнял восемь рейсов в день и продемонстрировал стабильные показатели, – рассказывает заместитель главного инженера Мострансавто Максим Ловяго. – В плюсовые и минусовые температуры он возвращался на технический перерыв почти с одинаковым уровнем заряда аккумулятора – около 15%.
Факт! Полностью электробус заряжается за четыре часа, на подзарядку требуется всего 6–20 минут.
Это уже третий по счету этап испытаний – машины тестируются с 2016 года. Отчет с результатами специалисты Мострансавто направят в научно-технический центр компании КамАЗ для дальнейшего усовершенствования электробуса. Отметим, в конструкцию уже вносились изменения по итогам тестовой эксплуатации в 2017 году.
В любом случае перспективы у транспортного средства большие. Вопрос, когда электробусы массово начнут ездить по Подмосковью, пока открыт. Многое зависит от разработчиков: как скоро они доработают модель.
Леонид Неганов, министр энергетики Московской области:
– Развивая электрозарядную инфраструктуру, мы хотим верить, что она станет привычным, обязательным и легко узнаваемым элементом городской культуры. Что касается общественного электротранспорта, необходимо внимательно проанализировать его работу с точки зрения экономичности, безопасности и надежности.