Фейк ньюс не пройдут: кто и зачем распространяет ложь в Сети
Жители Московской области заметили, что в социальных сетях часто появляется недостоверная информация: то сирень в декабре зацветет, то майский жук проснется, то Деды Морозы раздадут детям запрещенные препараты под видом конфет. Все это якобы происходит в разных городах Подмосковья. Зачем неизвестные распространяют лживые «факты», выясняли наши корреспонденты.
СМЕРТЕЛЬНЫЕ КОНФЕТЫ
В ушедшем году в Сети появилась «страшилка» о неизвестных в костюмах Деда Мороза, раздающих школьникам конфеты со снюсом – жевательным табаком, вызывающим привыкание и опасным для здоровья. Не обошла она стороной и чаты подмосковных родителей.
Однако по словам уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой, не стоит доверять подобным сообщениям, особенно тем, где не указаны конкретные место, время, дата. Именно они с наибольшей долей вероятности могут оказаться фейками.
– Были сообщения о распространении неизвестными конфет со снюсом среди школьников, где говорилось про конкретные школы. Однако в итоге информация не подтвердилась, – сообщила Ксения Мишонова.
Цель этих опасных «новостей» – привлечь внимание детей к запрещенным веществам, говорят специалисты.
– Тактика вирусной рекламы активно используется последние 2–3 года теми, кто хочет заострить внимание на каких-то деструктивных веществах для вовлечения детей, – рассказывает генеральный директор интернационального Центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов. – Мама видит в интернете тревожную новость, начинает паниковать, делает пересылку подружкам, заводит разговоры с ребенком. Таким образом она, сама того не желая, распространяет информацию, что играет на руку злоумышленникам.
По словам Сергея Пестова, подобную тактику злоумышленники использовали в 2017–2018 гг. для развития так называемых групп смерти в социальных сетях. Родителям, которые увидели подобную информацию в интернете, рекомендуется ее перепроверить и, если возникнут подозрения, обратиться в правоохранительные органы.
Специалисты часто придерживаются противоположных точек зрения на то, нужно ли проводить воспитательные беседы с ребенком. Некоторые этого делать не советуют.
– Подросток в возрасте 12–15 лет устроен сложно, – объясняет психолог Ирина Мечникова. – Если мама говорит «нельзя», ребенок это воспринимает как сигнал к действию. Для него важно «быть в теме», и, если новость активно муссируется в интернете, школе или семье, это может сподвигнуть его попробовать что-то запрещенное.
РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗВЕРСТВА
Кадры, на которые невозможно смотреть без содрогания, появились в одном из подмосковных пабликов. На видео запечатлена женщина с татуировкой на ноге, топчущая маленькой плачущей девочке руки, ноги, голову и живот. Автор поста призвал всех, кто узнал малышку или ее мучительницу по наколке, откликнуться. Однако вскоре выяснилось, что кадры сделаны в США.
Американская полиция установила личность садистки с видео – ею оказалась гражданка Мексики, решившая таким образом заработать на просмотрах ролика. Информация о зарубежных корнях инцидента вряд ли принесла облегчение аудитории. Но актуальным стал вопрос: зачем выдавать это за местное происшествие?
Психолог и коуч из Подольска Александра Метальникова считает, что распространение такой информации может быть экспериментом, который проводят, например, люди, изучающие политтехнологии и различные явления в обществе.
– Возможно, с помощью вбросов авторы наблюдают за тем, какие новости подхватываются, какие нет. Другой вопрос: зачем сами читатели это распространяют? Думаю, движущая сила – это страхи, которые сидят в нас. А мамы из чатов – самая благодатная в этом плане аудитория, – отмечает Метальникова.
ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ
«Не верите в глобальное потепление? Тем временем в Люберецком районе расцвела сирень», – фотография декабрьских чудо-цветов с такой подписью появилась в соцсетях.
Не успели читатели опомниться, как еще одним предвестником глобального потепления стало больше: майский жук якобы перепутал сезоны и проснулся ото сна. Жители бросились было жалеть бедолагу, который замерзнет до мая, как вдруг выяснилось, что такое фото ровно с таким же комментарием появилось во многих подмосковных пабликах.
«Я эту новость уже видел в других группах», – написал житель Королева Алексей Некрасов.
В распространении фейков читатели заподозрили и администратора другой группы. На стене паблика появилось сообщение о том, что парень из Химок «нелегально провел кота на самолет, чтобы тот увидел небо». Внимательные подписчики узнали в хвостатом «толстого кота» из Владивостока, который после перевеса и снятия с рейса «Аэрофлота» обрел колоссальную популярность.
«Ммммда, совсем постить нечего, уже крадут новости с других источников и переделывают на свой лад», – возмутился житель Химок Дмитрий Ермаков.
ПОВЫСИТЬ ДОХОД
По-новогоднему украшенная елка, установленная на площадке для багажа в общественном транспорте, также стала узнаваема благодаря публикациям в различных группах. Везде пытались выдать фото за сделанное в троллейбусе в разных подмосковных городах. Но подписчики сообщили, что, во-первых, это не троллейбус, а автобус, а во-вторых, фотография гуляет по интернету уже год.
Таким же вирусным стало фото клубка змей в весеннем лесу. «Этих гадюк я встретил сегодня», «Вот так сходил за грибами», – подобными подписями сопровождались одинаковые фото в разных группах. Причем «встречали» этих одинаковых змей в совершенно разных городах в разных концах Московской области.
Какова же цель людей, постящих везде недостоверную информацию?
– Такого рода фейки распространяются для привлечения внимания к группе в социальных сетях, – считает Сергей Пестов. – Фейковая информация направлена на то, чтобы набрать новых подписчиков, а значит, повысить стоимость рекламы в паблике и, соответственно, доход создателей группы.
Мнения о том, зачем нужны фейки, могут разниться, но бесспорно одно: не стоит верить всему, что пишут в интернете.
Мария Тарасова, Екатерина Сидорова