Как обучают во «Вдохновении» – единственном детском доме области, где сохранилась школа
Фото: [Павел Попов]
Третий год в России продолжается реализация реформы, согласно которой воспитанники детских домов начали ходить в общеобразовательные школы наравне с обычными детьми. Мнения у экспертов по поводу инициативы до сих пор неоднозначные – с одной стороны, социализация, с другой – возможные конфликты между детьми. Непецинский детский дом «Вдохновение» сейчас остался единственным учреждением в регионе, где живут по старым правилам – с 1-го по 9-й класс дети учатся здесь. Что дает такая форма обучения детям со сложной судьбой, узнал наш корреспондент.
ЕЖИК БЕЗ ИГОЛОК
Алишеру пятнадцать лет. Он семиклассник. Глядя на улыбчивого парня, никогда не скажешь, что четыре года назад он должен был отправиться в коррекционное учреждение восьмого типа – для умственно отсталых детей.
– Мальчик был колючим, как ежик, – рассказала заместитель директора по учебной работе «Вдохновения» Елена Арапова. – От него даже отказались приемные родители. Ребенок был неуправляемым: ужасно учился в школе, грубил, убегал из дома. Но мы оставили его и стали работать. Вместо коррекционной школы – почти индивидуальное обучение. Теперь он гордость нашего детского дома.
Свои «иголки» Алишер убрал: из двоечника превратился в хорошиста, из хулигана – в талантливого актера. В прошлом году со спектаклем по произведению Антона Чехова «Хирургия» подросток в составе труппы детского дома победил на областном этапе конкурса «Созвездие». В этом году на Всероссийском конкурсе «Расправь крылья» постановка получила диплом первой степени.
– Тяжелее всего мне давался русский язык, когда я поступил сюда учиться, – рассказал Алишер. – Раньше со мной никто не занимался, только ругали, учиться не хотелось. Но благодаря отношению к детям здесь, вере в меня 5-й и 6-й класс в том году я сдал экстерном.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Сейчас во «Вдохновении» постоянно проживают шестьдесят человек. Одиннадцать подростков – студенты подмосковных колледжей, несколько малышей, которые посещают детский сад в селе. Остальные, около тридцати ребят, учатся в школе при детдоме.
– У нас имеется лицензия на осуществление образовательной деятельности с 1961 года, – рассказала директор детского дома Елена Старшинова. – Под школу оборудован отдельный корпус с классами, музыкальным и спортивным залами. Классы комплектуются в зависимости от наличия или отсутствия детей, причем часто приходится принимать ребят посреди учебного года. Современное оборудование помогает сделать процесс интересным и увлекательным.
Изюминка местной образовательной программы – индивидуальный подход, что трудно представить в обычной школе.
– В начальных классах сейчас учатся семь ребят, а учебных программ у меня пять, – поделилась учитель начальных классов «Вдохновения» Марина Шестакова. – Ребята поступают разного возраста и с разным уровнем подготовки, кто-то в двенадцать лет не умеет читать и писать. Приходится составлять программу для каждого.
Такой метод приносит свои плоды. Например, пятиклассник Ярослав пару лет назад был отъявленным хулиганом. В детском доме мальчика изначально учили просто правильно разговаривать. Уже в этом году Ярослав победил на областных дистанционных олимпиадах по пяти предметам.
ДВОЙКИ ПАЛИ
Елена Старшинова уверена, ругать ребенка со сложной судьбой неблагородно.
– Мальчишки и девчонки должны чувствовать, что их любят, – продолжает она. – А главное – верят в них. Результат у каждого свой, но при таком подходе он всегда есть.
Например, девятиклассник Эдуард в прошлой четверти исправил двенадцать двоек, которые он схлопотал в общеобразовательной школе. Учителя поверили в него, и подросток буквально расцвел. Осознал, что без аттестата хорошую работу ему не найти.
Показателен пример тринадцатилетней Марины. Она всегда была отличницей. Недавно у нее умерла мама, и девочка оказалась здесь. Учеба стала хромать. Сейчас девочка лучшая по успеваемости среди всех воспитанников.
Ученики школы при детском доме «Вдохновение» высоко ценят отношение и профессионализм учителей. Почти все до этого ходили в обычные общеобразовательные школы – несмотря на все плюсы, разница видна: индивидуальный подход повысил успеваемость и интерес к учебе.