Кларий на завтрак, улитки на обед: какие подмосковные блюда могут стать известны на всю Россию

Общество

В конце прошлой недели стартовал первый национальный конкурс региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». Участие в нем подтвердили свыше 470 компаний из 77 регионов страны, в том числе и 17 производителей из Подмосковья. Для фермеров и предпринимателей это шанс заявить о себе на федеральном уровне и стать частью программы по продвижению и поддержке отечественных брендов. Какими экзотическими продуктами планируют удивить жюри участники из области, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

ХИЩНИК ИЗ ЛУХОВИЦ

Как думаете, что производится под брендом «Луховицкий кларий»? Рыба. Причем не какая-нибудь, а африканская. Этот пресноводный хищник способен проползти до двух километров по суше до ближайшего водоема, если река, в которой он жил, пересохла. А в Африке такое случается нередко. Серьезные запасы полезных веществ и умение дышать воздухом – залог его живучести. Даже проживая в Подмосковье в тепличных условиях, эта рыбка нет-нет да и выпрыгивает на два метра из воды, чтобы посмотреть, а не лучше ли в соседнем бассейне.

– Мясо рыбы плотное и сочное, в нем нет костей и настырного рыбного запаха, – говорит гендиректор «Аквафермы Астапово» и автор бренда Александр Петров. – Из нее можно приготовить массу вкусных и полезных блюд.

Луховицы для расположения своей фермы Александр выбрал не случайно. В этих краях уже в стародавние времена занимались этим промыслом. Именно отсюда по распоряжению Петра I набирали крестьян для создания столичной рыбной слободы. Можно сказать, что в Луховицах берет свои корни высокая рыбная русская кухня.

– Мощность нашего предприятия порядка 40 тонн в год, – отмечает Петров. – Но сейчас мы производим около 20 тонн, на больший объем нет сбыта. Возможно, благодаря конкурсу о нас узнает больше людей и дело пойдет живее.

На ферме не только разводят рыбу, но и перерабатывают ее в собственном цехе. Здесь коптят, делают нарезки, паштет и прочие деликатесы.

ЭСКАРГО ОТ КОЛОМНЫ

Не менее экзотическую живность разводит и фермер из Коломны Сергей Балаев. Больше пяти лет он занимается улитками. Начинал с 300 штук, которых привез из Крыма. Сейчас выращивает порядка шести тонн в год и собирается увеличивать объемы.

– В следующем году я планирую выйти на 100 тонн, – говорит фермер. – Тогда мы сможем промышленно выпускать пельмени с улитками. Сейчас мы делаем их вручную. Но как только вырастет объем выращивания, сразу займемся более серьезным выпуском пельменей. Линия и все оборудование уже готовы.

Однако удивлять жюри Сергей намерен не пельменями, не икрой или печенью из улитки, а эскарго – изысканным французским блюдом со специальным зеленым маслом, которое подается с белым сухим вином.

– Все люди, которые пробовали эскарго у нас и во Франции, Италии, Испании или Америке, говорят, что наше блюдо намного лучше и мягче, – поясняет Балаев. – Я считаю, что секрет кроется в подмосковном климате, сыроватом, влажном, в котором растут наши улитки. Поэтому они получаются такими нежными.

КОТЛЕТЫ ПО-ЧЕХОВСКИ

А вот продукт серпуховского хозяйства «Иван да Марья» трудно назвать экзотическим – говяжьи биточки с луком явно не деликатес. Однако в Подмосковье он сделан практически по тому же рецепту, который обожал писатель Антон Чехов. Знаменитые говяжьи котлеты с луком в ржаной панировке писатель упоминал в своих путевых заметках: «Был в Серпухове, ел там биток с луком…»

– Мы попросили местный музей и выставочный центр найти что-то об этом историческом факте, – рассказывает директор фермы Анна Сулима. – Нашли рецепты, по которым в те времена готовили биточки. Мы их так и делаем.

Мясо для своих котлет фермеры закупают в Дмитрове, а продукт развозят на заказ. В следующем году Анна планирует подать заявку на грант в рамках господдержки «Агростартап». Она очень надеется, что и участие в конкурсе «Вкусы России» даст еще один виток развития семейному делу.

Какие еще подмосковные бренды примут участие в конкурсе:
Егорьевский мед, Сыры Подмосковья, Зарайские мясные деликатесы, творог из Горок, Коломенский калач и пастила, а также Меды Коломенские, Зарайская медовая коврижка и коврижка Посадская, Дмитровский картофель, Коломенская клубника, Можайское молоко и Волоколамский безглютеновый хлеб.

Этапы конкурса:
10–30 ноября – оценка заявок
19 ноября – 2 декабря – народное голосование
9–20 декабря – объявление финалистов

Поддержать областных производителей можно будет на официальном портале конкурса.