На строчку впереди: чем опасны школы скорочтения и желание родителей вырастить из детей гениев
Фото: [Школа скорочтения и развития интеллекта | IQ007/vk.com]
Международная олимпиада по скорочтению IQ Battle пройдет 3 ноября в Москве на ВДНХ. А уже сегодня во всех городах Московской области стартовали отборочные туры, на которых будут определять самых смышленых детей от 9 до 14 лет. Большинство из них посещают не только общеобразовательную школу, но и дополнительные курсы. «Подмосковье сегодня» поговорило с экспертами и выяснило, где из детей делают гениев, откуда пошел тренд на частные школы скорочтения и как они могут навредить малышу.
НА ДЕТЯХ НЕ ЭКОНОМЯТ
10-летний Миша Данченко довольно крупный, рослый мальчишка. Любит кататься на коньках. Хочет быть летчиком или банкиром. Третий класс он закончил круглым отличником. Читает 230 слов в минуту – выше нормы для третьеклашки. В новом учебном году планку решил не опускать – начал его с одних пятерок. Мама Валентина до сих пор с удивлением вспоминает, как в первом классе, когда почти все ребята уже сносно читали, ее ребенок и двух слов связать не мог.
– Буквы знает, слоги складывает, а собрать из них слово – ступор какой-то, психологический барьер у него, – рассказывает она.
Решили отдать семилетнего тогда Мишу в домодедовскую школу скорочтения. И вот чудо: после второго занятия ребенок начал читать.
– Что за фокусы? – разводит руками Валентина. – Сын еще и почерк подтянул, полюбил арифметику, стал грамотно формулировать мысли.
– Ничего удивительного, – отвечает руководитель школы скорочтения и развития интеллекта в Реутове Мария Соколова. – В обычной школе дают объемы знаний, факты. А как их запоминать и правильно усваивать информацию, не рассказывают. Поэтому в наших школах с детьми не учат таблицу Менделеева и не зубрят правителей Древней Руси. Мы даем механизмы, чтобы дети сами запоминали информацию. Скорочтение – это не просто быстрое, а осознанное чтение, развитие всех блоков памяти: внимания, мышления.
Мама Миши Данченко не осуждает российскую систему образования и на школьного учителя не жалуется.
– В классе 32 человека, – говорит Валентина. – Разве всем в голову вобьешь информацию, проследишь, чтобы она усвоилась, уделишь внимание?
По ее мнению, отличником Миша стал только благодаря дополнительным занятиям в школе развития интеллекта, где вместе с ним в группе занимается еще 3–5 человек. Хоть 9000 руб. ежемесячно и бьют по семейному бюджету, но Валентина не устает повторять: «На детях не экономят».
А ЕЩЕ КРУЖОК ПО ФОТО
Вера Тимохина очень занятой ребенок. Ей – восемь. И свободного времени у нее почти нет. После обычной школы девочка бежит на уроки развития интеллекта и скорочтения, потом – музыкальная школа, а еще есть «художка» и английский язык. Отказываться от чего-то она не хочет. Нравится все. Особенно навыки беглого чтения и каллиграфии. Свои плоды они принесли уже этим летом – Вера заняла второе место по чтению в районной библиотеке, уступив только ученице восьмого класса.
– У детей в обычной школе огромная нагрузка, они не успевают ее перерабатывать, – говорит мама Веры Марина. – А в школе скорочтения и развития интеллекта им дают механизмы, которые помогают легко справляться с информацией. Все уроки проходят в игровой форме, и дети не успевают устать даже за 80 минут.
Принцип мнемотехники – способ легкого усвоения информации – один из лайфхаков школ скорочтения.
– У нас есть 11-летняя девочка, которая за одну минуту может запомнить 100 карточек с картинками, – рассказывает Мария Соколова. – Детям в ее возрасте доступны всего 12 карточек, взрослым – около 20. Секрет девочки в том, что она умеет правильно применять принцип мнемотехники.
ЧТЕНИЕ ВВЕРХ НОГАМИ
Сценарии уроков в школах скорочтения одинаковые и для 4-летних, и для 16-летних учеников. Меняются лишь объемы и уровни информации. Чтобы задействовать каждое полушарие головного мозга, через 3–5 минут меняется род деятельности. Вначале с помощью упражнений на концентрацию внимания ребенок успокаивается и собирается с мыслями.
– Мы начинаем с упражнений на зрительную память: даем картинку с деталями, которые нужно рассмотреть, запомнить, а потом указать, – объясняет Мария Соколова стандартный сценарий урока. – Потом упражнения на наглядно-образную память. В ход идут дорожные знаки, символы. Ребенок обводит пальцем геометрические фигуры, проговаривает их цвет, название и взаимное расположение. Использует тактильную, слуховую и зрительную память.
Чтению в таких школах учат тоже в несколько подходов. Сначала дают артикуляционную гимнастику, небольшую разминку для пальцев, дыхательные упражнения, скороговорки и только потом переходят к тексту. При этом детей учат фиксировать слова в любом состоянии: под углом 90 градусов, вверх ногами, с пропущенными буквами.
СКОРОЧТЕНИЕ НЕ ИГРУШКИ
Психолог, логопед-дефектолог, автор и руководитель интернет-проекта «Общение с ребенком» Галина Момот считает, что скорочтение – хороший навык, но только для взрослых людей, у которых уже сформировались все мозговые структуры для восприятия и переработки информации.
– После 16 лет – пожалуйста, но пока ребенок не научился читать, а процесс автоматизации чтения длится несколько лет, скорочтение – это не игрушки, – считает Момот. – Обучать напрямую скорочтению вредно. И если у ребенка есть остаточные или серьезные нарушения фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. – Прим. ред.), восприятия или анализа, то скорочтение убьет процесс обучения чтению.
Она убеждена, что ребенок умеет читать только тогда, когда единицей его чтения является предложение. Психолог связывает это с речемыслительными процессами.
– Если единицей чтения ребенка является словосочетание, он никогда не научится писать сочинения, делать умозаключения и выводы, – говорит специалист. – Пока у ребенка не сформирован навык чтения в принципе, какому скорочтению его можно научить?
Чтение, по словам Момот, сложный мыслительный процесс. А сейчас в школах не формируют понятийное мышление, отсутствует научный подход к образованию. Поэтому «маркетологи от образования», как их называет Галина, на этом и зарабатывают. Школы скорочтения, уверена она, – это уловки для родителей, которые хотят потешить свое эго, избавиться от чада, не заниматься им в надежде, что какие-то чудесные дяди вырастят из их ребенка вундеркинда.
ХУЖЕ НЕ БУДЕТ
Журналист, телеведущий, многократный победитель интеллектуальных игр Анатолий Вассерман, напротив, назвал школы скорочтения и развития интеллекта полезными.
– Думаю, это полезно, – считает Вассерман. – И хуже от них не будет. Скорее наоборот, чем быстрее вы читаете, тем больше у вас «сырья» для работы ума. Безусловно, надо иметь еще и сам ум. Но без этого «сырья» он работать не будет. Чем больше ты читаешь, тем больше у тебя возможностей грамотно излагать свои мысли.