Новые правила сдачи экзамена на водительское удостоверение оценили подмосковные эксперты

Общество
Максим Блинов/РИА Новости

Фото: [Максим Блинов/РИА Новости]

С 1 апреля 2021 года в России меняются правила проведения экзамена на право управления транспортными средствами в ГИБДД. Как будут оценивать готовность будущих водителей сотрудники Госавтоинспекции и станет ли легче сдавать на права, корреспондент «Подмосковье неделя» выяснял у экспертов.

ПРОЩАЙ, АВТОДРОМ

У кандидатов в водители уменьшится количество экзаменов. Вместо трех испытаний им придется сдавать только два – теорию и вождение в городе. «Площадка», на которой проверялись первоначальные навыки управления автомобилем, уйдет в прошлое. Согласно новому рег­ламенту, теперь абсолютно все навыки вождения будут оцениваться в условиях реальной дорожной обстановки.

В рамках объединенного практического этапа экзамена на права ученики продемонстрируют заезд в «гараж», параллельную парковку, разворот транспортного средства в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом, «горку» и другие элементы. Кстати, новое правило не распространяется на мотоциклистов и водителей мопедов: они по-прежнему будут сдавать и «площадку», и «город».

Еще одно важное нововведение отменяет стандартные экзаменационные маршруты, закрепленные за автошколами. Отныне будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена, а сам маршрут каждый раз будет меняться.

В-третьих, на экзамене вводятся новые штрафные баллы. Грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Список с 1 апреля пополнят такие нарушения: «Не пристегнул ремень безопасности» и «Использовал во время движения телефон». Оценка «не сдал» будет выставляться при действии или бездействии кандидата в водители, вызвавшем необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП, при наезде на бордюр или препятствие, при нарушении правила выполнения обгона, поворота, разворота.

В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

Проведение экзамена не на тестовых площадках, а на улицах города, то есть в условиях реальной дорожной ситуации, – это крайне важное и полезное для безопасности нововведение, считает директор по продажам «АВИЛОН.Volkswagen» Максим Васильев.

– Оно позволит проверять навыки начинающих водителей непосредственно в живом потоке машин, а это совершенно другие скорости и условия, нежели сдача такого же экзамена на специальной площадке, лишенной множества препятствий, с которыми новичкам предстоит сталкиваться на реальной дороге, - добавляет Васильев.

Эксперт уверен: начинающие водители смогут получить больше практики, находясь в условиях движения других машин и выполняя такие важные маневры, как разворот в ограниченном пространстве, перестроение и пр. По мнению Васильева, подготовка водителя «в полевых условиях» должна положительно сказаться на дорожной ситуации в целом, так как представляет собой более практический подход и в случае грубых ошибок экзамен придется пересдавать. А еще, по новым правилам, в автомобиле теперь может присутствовать наблюдатель, например, от автошколы.

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ НЕУВЕРЕННЫХ

Автоэксперт из Сергиева Посада Сергей Чик отмечает: оценка «не сдал» за грубые нарушения – важная и действенная мера.

– Если человек грубо нарушает правила, то ему не место за рулем, – говорит он.

В то же время эксперт допускает, что отсутствие площадки может стать испытанием для человека, недостаточно подготовленного к городскому движению.

– Неуверенный кандидат в водители будет теряться на городских улицах. Для того чтобы подготовить ученика к экзамену в условиях реальной дорожной обстановки, потребуется увеличивать количество часов занятий с инструктором по городу. А это повлияет на стоимость обучения, которая и так растет с каждым годом, – говорит Чик.

Васильев подчеркивает: новые правила сдачи экзамена – это вполне обычная практика, характерная для многих стран мира.

– Так, например, в Германии практический экзамен на права включает поездку по городу, автобану, а также езду в ночное время, – поясняет эксперт. – А что касается наблюдателей, то во Франции, например, кандидаты в водители управляют автомобилем по городу в присутствии инспектора полиции. Вероятнее всего, эти правила вводятся для того, чтобы повысить контроль за качеством вождения кандидатов, а также чтобы усилить их подготовку к езде в реальных условиях.

– Для меня лично это долгожданное нововведение, - говорит заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Николай Черкасов. - Я сам имею опыт и стаж вождения автомобиля с 1977 года и наблюдаю, как меняется уровень мастерства водителей с учетом появления технических новаций в современных автомобилях. Площадка как таковая не убрана: она по-прежнему будет присутствовать в программе обучения водителя, но перестает быть его конечным пунктом. Сам экзамен будет осуществляться исключительно в городских условиях, уверенное вождение в которых – то, к чему все мы должны стремиться. Важно отметить, что экзамен проводится не на любых уличных магистралях, а на маршрутах, которые максимально просты и наиболее безопасны с точки зрения аварийности.

– Считаю, что отмена сдачи экзамена на площадке – большая ошибка, - комментирует член Московской областной коллегии адвокатов Ирина Зуй. - Начинающие водители и так испытывают серьезные сложности с чувством габаритов автомобиля, с парковкой, маневрированием на парковочных площадках торговых центров и возле домов. Экзамен на площадке позволяет протестировать мелкие навыки вождения – такие как рулежка, умение хорошо ездить задом и маневрировать. Экзамен же в городе – это, по сути, только «взлет и посадка».