От Брестской крепости до блокады Ленинграда: экспозиция диорам открылась в Реутове
Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]
Взглянуть в лицо смерти и подвигу, стать свидетелем ожесточенных боев на Курской дуге и в Брестской крепости можно в подмосковном Реутове. В преддверии 9 Мая здесь открылась уникальная экспозиция диорам «Дороги войны». Как автор создает невероятные по детализации «слепки» войны и почему у его миниатюрных героев – реальные лица, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
СЛОМАННЫЕ, НО НЕ СЛОМЛЕННЫЕ
Старинные стены крепости изрешечены пулями, искромсаны, изломаны вражескими снарядами. А рядом – ее несломленные защитники. Много запекшейся крови на рыжем, оплавленном кирпиче. У молоденького лейтенанта, защищающего ворота, закончились патроны в винтовке. Отбросив ее, он одной рукой перехватывает маузер немца, чудом уворачиваясь от штыка, и замахивается на врага саперной лопаткой. В этом поединке он победит, но следом за первым фашистом наступает свора других...
22 июня 1941 года Брестская крепость одной из первых приняла на себя удар фашистских войск. Немцы рассчитывали взять укрепление за считаные часы, однако гарнизон сражался с мужеством, которое ошеломило и затормозило противника. Сегодня эта крепость первой встречает гостей на выставке диорам «Дороги войны» в Музейно-выставочном центре Реутова.
– Я работал над ней полгода, – рассказывает автор работ, моделист, реутовчанин Александр Жаров. – Начал на самоизоляции, а закончил как раз накануне майских праздников. Крепость, как и сама основа, выполнена из пенопласта, в основе моста – палочки от мороженого и деревянные шпажки, эффект воды создает застывшая эпоксидная смола, а в роли травы выступает синтетический лен.
А ЛИЦА – ЖИВЫЕ
Брестская крепость поражает точностью исполнения – на стенах видны следы от пуль и снарядов, под ногами у бойцов – обломки кирпича и осыпавшейся штукатурки, а доски моста истерты и, кажется, вот-вот проломятся под тяжестью вражеского орудия. Однако главное здесь – лица. Они словно живые. Вся гамма эмоций отражена в чертах советских защитников и немецких солдат. Их гнев, боль, ярость, отчаяние почти осязаемы. Такой эффект не случаен, ведь каждую фигурку моделист наделяет реальным лицом.
– Мой главный источник вдохновения – Ленинская библиотека, – признается Александр. – В ее обширных архивах есть и редкие снимки, и воспоминания ветеранов, и военные записи наших солдат. Главное – не лениться искать и уметь замечать самое важное.
РОДНЫЕ ГЕРОИ
Сюжеты для некоторых работ моделист черпает в истории собственной семьи. Например, в центре сюжета диорамы «Скорбный путь» – группа пленных, привезенных в вагонах в концлагерь на территории оккупированной Белоруссии. Среди узников бросается в глаза измученная женщина, ведущая за руку двух маленьких девочек.
– Это моя бабушка Наталья Никитична, тетя Зинаида Федоровна и мама Нина Федоровна, – рассказывает моделист. – Им довелось пережить весь ужас нацистских лагерей. От деревни Комары в Тверской области они дошли пересылками до предместий Мюнхена. Там в 1945 году их и освободили американцы.
На выставке в Реутове представлены 23 диорамы мастера, хотя за плечами Александра Жарова – более полусотни работ. Многие из них живут в музеях, магазинах и частных коллекциях России и Белоруссии. Поделиться своим мастерством художника приглашают моделисты из разных стран мира.
– Я поддерживаю связь с коллегами из России, Китая, Испании, Италии, Германии, – рассказывает Александр. – Примечательно, что у каждой страны – свой стиль моделирования. Ближе всего нам по духу и реализму китайская школа, а вот у испанцев фигурки получаются красивые, но мультяшные.
НИТИ СУДЬБЫ
В планах на этот год – создать диораму из истории блокадного Ленинграда. Уже и сюжет живет в сердце: знаменитый блокадный трамвай, который везет снаряды на линию фронта. Героем второй диорамы станет дедушка Жарова, ушедший на фронт 24 июня 1941 года, раненный при взятии Бреслау и умерший от ран в госпитале всего за день до Победы.
– Точных данных, где он похоронен, у нас не было, – рассказывает Александр. – Знали лишь, что вначале это было гарнизонное кладбище в окрестностях Бреслау, ныне это польский город Вроцлав, а затем братскую могилу перенесли.
Когда мама Александра ушла из жизни, сын решил пройти ее скорбный лагерный путь, который пролегал в том числе и через Польшу. Каково же было его удивление, когда на кладбище советских солдат во Вроцлаве ему встретился обелиск, а на нем – имя и фамилия его деда...
– Мы крепко связаны с нашими предками нитями судьбы, – говорит он. – И память, которую мы храним, во многом формирует нашу реальность. Вот почему важно, чтобы истории о наших защитниках продолжали передаваться от родителей к детям.
К слову, дети на выставку Жарова приезжают с родителями не только из Реутова, но и из Москвы и других городов Подмосковья.
– Диорамы поражают детализацией, – признается москвичка Инна Дерябина, посетившая выставку с супругом и сыном-первоклассником. – Это живая иллюстрация к урокам истории.
– Диорама – это очень своеобразное произведение искусства, требующее от художника огромного количества знаний, - говорит заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Николай Черкасов. - Когда смотришь на работы Александра Жарова, понимаешь, какое колоссальное количество исторического материла ему требовалось поднять, насколько увлеченным человеком быть и как сильно любить историю, чтобы добиться такого эффекта достоверности.
Кстати, в создании диорам Александру активно помогает кот Манчик. Коротколапый и очень пушистый питомец обожает дорабатывать модели на свой вкус – выдергивать траву, воровать фигурки бойцов и вальяжно возлежать на стеклянных колпаках, которыми хозяин укрывает модели. Случайно оброненные усы Манчика увековечены во многих диорамах – из них получаются идеальные антенны для танков!