Пилоты «Стрижей» впервые отметили свой день рождения на земле из-за коронавируса

Общество
Из архива Пилотажной группы "Стрижи"

Фото: [Из архива Пилотажной группы "Стрижи"]

Днем рождения известной пилотажной группы считается 6 мая 1991 года. В этот день авиаторы совершили первое показательное выступление. По доброй традиции пилоты летают в эту дату, проводят день открытых дверей и устраивают эффектный праздник. Но в этом году торжество пришлось впервые перенести на землю.

ТОЛЬКО СПОСОБНЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ

– Когда не было ситуации с коронавирусом, с удовольствием ждали зрителей, но сейчас отменили полеты, – говорит командир группы Денис Кузнецов. – Люди пойдут, даже если официально аэродром будет закрыт для посещения. Зачем накалять эпидобстановку? Чтобы не создавать ажиотаж, празднуем тихо, не за штурвалом.

Легендарных летчиков поздравляют и родственники, и все большие начальники. Несмотря ни на что, у «Стрижей» праздничное настроение. Сейчас в команде летает на пилотаж девять человек. Есть еще те, кто готовится.

– В нашей сфере о блате речи идти не может, мы никого не берем просто так, – подчеркивает Кузнецов. – Всех ребят мы тщательно опрашиваем, что они знают, летаем с ними, смотрим, что умеют. Сам он пришел или нам этого человека посоветовали – мы берем только по способностям.

Не меньше года уходит на подготовку, а общая летная практика у новичка должна быть не менее пяти лет. Средний возраст авиаторов здесь 30–40 лет.

ОТ МОДЕЛЕЙ ДО ЛЕТНОГО ПОЛЯ

Все воздушные фигуры придумывают сами летчики. Никаких дизайнеров и советов со стороны. У кого-то из группы родилась идея, пришел, рассказал. Дальше товарищи сидят и решают: можем – не можем, интересно ли? Если нравится, для начала ставят фигурки самолетов (вырезают из бумаги или берут пластмассовые модельки). Потом наметка на аэродроме.

– Стоит самолет, отходишь на определенное расстояние, считаешь шаги и смотришь глазомером, как это выглядит, – объясняет командир. – Потом взлетаем. Сначала вдали от всех пробуем, затем над аэродромом. Руководитель полетов оценивает, подсказывает. Сейчас тяжело придумать новое, все уже до нас придумано, поэтому процент выживаемости идей высокий, примерно 90%. Даже если сначала не смотрится, а задумка интересная, то зрелищность достигается путем тренировок.

Около половины рабочего времени летчики тратят на теорию: разбирают полеты, подсчитывают все на бумаге, в конце проводят контроль готовности. Регулярно повторяют особые случаи, которые могут возникнуть в полете, отрабатывают пути выхода из них. На следующий день уже восемь часов рабочего времени тратят на полеты. За это время авиаторы совершают по несколько вылетов: и одиночные, и групповые, в соответствии с задачами, поставленными накануне. В зависимости от задач это может быть и пилотаж, и боевая подготовка с воздушными боями, и пуск ракет или бомб на полигоне.

График бывает разный, часто показы по выходным. В этом плане Кузнецов сравнивает свою работу с театром или цирком, когда артисты выступают в удобное зрителю время. Сравнение трудовых будней с компьютерной игрой у командира «Стрижей» вызывает улыбку:

– Люди на компьютере в случае чего Родину защищать не будут, а мы для этого и есть.