Рассказываем, как в Подмосковье готовят школьников к олимпиадам по математике

Общество
Олимпиадные школы МФТИ/vk.com

Фото: [Олимпиадные школы МФТИ/vk.com]

В начале декабря в регионе прошел муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике 2018–2019. Теперь победители со всех городов Подмосковья примут участие в областном этапе. О том, как попасть в финал, который весной пройдет в столице, и не ударить в грязь лицом на международной олимпиаде, рассказала методист Олимпиадных школ МФТИ по математике, кандидат физико-математических наук, призер Всероссийской олимпиады по геометрии, член жюри областных олимпиад по математике Татьяна Бабичева.

– С какого класса лучше начинать подготовку к олимпиадам?

– Большинство детей, которые побеждают на олимпиадах, – это те, кто начал заниматься в шестом-седьмом классе. Для подготовки они переходят в физматшколы, участвуют в олимпиаде «Математический праздник», в московских устных математических олимпиадах.

– То есть обычной школьной программы недостаточно, чтобы занимать призовые места на олимпиадах?

– Некоторые ребята готовятся к олимпиадам с репетитором или самостоятельно, но большинство олимпиадников – это все-таки ученики физматшкол. Можно также участвовать в специальных образовательных лагерях, тренировочных сборах. Например, на кампусе МФТИ есть Олимпиадные школы, где дети могут пройти интенсивную подготовку к национальным соревнованиям. В январе стартует зимняя смена Олимпиадных школ МФТИ.

– Какие полезные материалы вы посоветуете использовать олимпиадникам?

– Самый известный ресурс – problems.ru. Здесь собраны задачи и решения олимпиад по темам. Можно почитать книгу для начинающих «Ленинградские математические кружки». Если говорить о стандартной подготовке к геометрии – это книга Гордина «Геометрия». Для заключительного тура нужен учебник по геометрии Прасолова, его обычно используют только в сильных школах.

– Какие темы нужно знать олимпиаднику для успешного выступления?

– Во-первых, геометрию. Обычно на областных этапах Всероссийской олимпиады четыре задачи, из них одна – по геометрии. Во вторых, теорию чисел, делимости, сравнение по модулю. В-третьих, комбинаторику и комбинаторную геометрию. На олимпиадах именно на этих темах «валятся» дети, которые изучают только школьную программу, так как в школе на них отводится минимум часов. Ученикам 10–11 классов надо обратить внимание на функциональные уравнения. Формально любую олимпиадную задачу можно решить, пользуясь только школьной программой, но, если честно, для этого надо быть гением.

– От кого больше зависит победа – от ребенка или его учителя?

– Все зависит от ребенка, от его семьи и первых учителей по математике. Если преподаватель хороший, он пробудит интерес и продолжит его разжигать. Чем младше ученик, тем легче его заинтересовать математикой. Когда ко мне приходят второклассники, им уже не нужен репетитор спустя всего полгода – они сами начинают искать задачи.

– Как ребята из России выступают на Международной олимпиаде по математике?

– На протяжении нескольких лет Россия теряла свои позиции. Сейчас серебро – это норма. В 2018 году мы заняли второе место в командном зачете. В топ участников на международных олимпиадах сейчас входит команда из Китая. Но там дети старших классов не учат почти ничего, кроме математики. В России количество часов на математику отводится меньше, чем в других странах.

– Как вы в целом оцениваете уровень подготовки по математике российских школьников?

– В современной школе все больше идет разделение на базовую и профильную математику. Если дети не собираются получать математическое образование, их сразу готовят на базовом уровне, он очень низкий – это уровень шестого класса математики. Но если взять классическую школьную программу, то она очень сильная по сравнению с зарубежной. Например, во Франции нет понятия физматклассов. Они в старших классах делятся на несколько профилей обучения, и самый сильный профиль слабее российской школьной программы.

– Как можно заинтересовать ребенка математикой еще в начальной школе?

– Важно показать ему интересные логические задачи и не снижать оценку за оформление. Можно давать ученику книги по занимательной математике Владимира Левшина, «Математическую смекалку» Бориса Кордемского. В них материал изложен на популярном уровне, есть задачи на переправы, взвешивание, разрезание – они развивают память, и к тому же детям нравится стереометрия. Но в школах ее изучают слишком поздно – в 10 классе. Хотя маленький ребенок представляет эти кубики, пирамидки и фигурки гораздо лучше, чем десятиклассник.

– Подмосковные школьники и студенты достойно представляют область на олимпиадах как всероссийского, так и международного уровня, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Например, ребята из Подмосковья традиционно лучшие по астрономии и астрофизике. Также прекрасные результаты демонстрируют участники Всероссийской олимпиады школьников из Подмосковья. В целях поощрения победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады получат единовременную выплату в размере 200 тыс. руб., призеры – 100 тыс. руб.

Кстати

В апреле в Екатеринбурге прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике 2017–2018. Двое школьников из Подмосковья стали призерами соревнований, обойдя больше сотни старшеклассников со всей страны. Это Владимир Гордиенко из лицея № 14 и Даниил Долгов из гимназии № 1 Жуковского.