Рынок на диване: фермерам разрешат торговать продукцией на своей земле
Фото: [Александр Рюмин/ТАСС]
Разве может свой огурчик с грядки сравниться с магазинным? Все садоводы, которые бережно растят зелень, овощи и ягоды, самого высокого мнения о своей продукции. А когда у них переизбыток урожая, набирают ведра овощей и фруктов и отправляются на рынок, станцию или магистраль их продавать. Хорошая новость в том, что вскоре фермерам и садоводам можно будет не отлучаться от своей земли. Торговать плодами собственного труда скоро они смогут прямо на участках. И даже открыть там палатку или магазин.
НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ
На сегодняшний день законодательство не позволяет вести торговлю на землях, которые имеют статус сельхозназначения. Федеральное правительство озадачилось этим вопросом и внесло в Госдуму законопроект, который разрешает частникам и сельскохозяйственным кооперативам сбывать продукты прямо на своих участках, установив нестационарный торговый объект или выделив готовое помещение. Однако нельзя эти торговые точки размещать на пашнях и мелиоративных землях.
– Закон поможет производителям снизить издержки и привлечь покупателей, проживающих вблизи их участков и желающих приобрести самые свежие овощи, молочные продукты и мясо, – уверен фермер Никита Старостин.
А вот главный редактор газеты «Ваши 6 соток» Андрей Туманов не видит в новшестве ничего революционного. По мнению эксперта, фермеры и раньше не сталкивались с проблемой сбыть свой товар прямо в хозяйстве. Когда твоя продукция пользуется спросом, к твоему дому никогда не зарастет народная тропа. Другой вопрос, что мало кому приходило в голову строить рядом с домом магазин и прибивать вывеску.
А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ?
Народная молва – вещь очень полезная, считает владелица небольшой фермы Екатерина Богданова из Талдома.
– У меня нет необходимости покидать свои наделы: молоко, творог, масло раскупают прямо на месте. Наплыв такой, что я давно думала о небольшой палаточке, куда смогу поставить холодильники и посадить продавца, - говорит женщина.
Впрочем, так стоит вопрос лишь тогда, когда в радиусе двух километров у фермера нет конкуренции. А если ты живешь, допустим, в Луховицах и не у тебя одного на грядках вкусные огурцы? Тогда торговать овощем на огороде не слишком выгодно – лучше выехать куда-нибудь, где есть поток туристов и дачников. Бабушки, которые сидят вдоль дорог с яблоками, кабачками, тыквами и прочим урожаем, находятся ближе всего к потенциальному покупателю.
– Возможность продавать свои товары прямо «на поле» – еще один реальный шаг законодательной поддержки наших аграриев, - рассказали в Союзе дачников Подмосковья. - Большинство фермерских хозяйств реализуют свою продукцию в радиусе 10-15 км от места производства. И это логично: чем дальше везешь, тем выше себестоимость. Почти все фермеры предоставляют услугу по доставке продукции до потребителя.
В Подмосковье давно существует система поддержки крестьянско-фермерских хозяйств, отмечают в пресс-службе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
- Фермеры получают гранты, участвуют в конкурсах и таким образом укрепляют свою материальную базу. Важна целевая направленность грантов. Они выделяются на конкретные цели – на строительство семейной животноводческой фермы или, к примеру, на строительство сыроварни, - рассказали в пресс-службе.