Школьница из Наро-Фоминска помогает спасать Байкал, борется с насилием и меняет вампирам тембр голоса
Ольга Францева из Наро-Фоминска только заканчивает среднюю школу. Но девочка уже успела выиграть несколько международных конкурсов по разным направлениям. В этом году Оля во второй раз стала финалисткой престижной премии «Доброволец России» за экологический проект. Как девятикласснице удается совмещать учебу, волонтерство и заботу о природе, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».
МИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Сейчас в жизни Оли есть две вещи, которым она себя посвящает: волонтерство и научные проекты. Первое, по словам девочки, передалось ей от родителей, любовь ко второму привили в школе.
– Я с детства видела, как мама и папа помогают едой, одеждой и канцелярией детям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, – вспоминает Ольга. – А если говорить о проектах, то тут нужно отдать должное моему первому педагогу Татьяне Ивановой, которая с первого класса развивала мое стремление участвовать в конкурсах. Поэтому я никогда не боялась выступать перед аудиторией и легко удерживала внимание людей.
Один из проектов, которым Оля сейчас плотно занимается, – влияние тембра человеческого голоса на восприятие информации. Чтобы проиллюстрировать результаты, девочка вместе с учителем английского даже готовит мюзикл с мистическими персонажами.
– Тему исследования предложил педагог, а я решила разобраться в ней через образы вампиров, ведьм и призраков. Хочется показать, что с помощью тембра голоса они смогут превратиться из отрицательных героев в положительных, – говорит Оля. – Например, вампир с писклявым голосом будет восприниматься совсем по-другому, нежели с брутальным.
ПРОТИВ НАСИЛИЯ
Еще один проект девятиклассницы – исследование влияния психологического насилия на здоровье детей. Под руководством психологов она разработала специальную анкету, которую предложила заполнить воспитанникам одного из реабилитационных центров для детей из неблагополучных семей.
– В конце анкеты дети должны были описать свои эмоции после конфликтов дома. Эти рассказы мы объединили в одну листовку и вместе с волонтерами раздавали прохожим на улице, – рассказывает Оля.
Проект повлиял не только на незнакомых людей, но и на родителей самой Ольги. По словам ее мамы Елены, после прочтения той листовки она лично пересмотрела свое отношение к крикам и ссорам с детьми.
– Человек может выйти из себя и поступить некорректно. Я иногда позволяла себе повысить голос. Проект позволил по-иному посмотреть на взаимодействие с ребенком, понять, что дети болезненно переносят конфликты с близкими, – делится Елена Францева.
НА СТРАЖЕ БАЙКАЛА
Сохранение экологии на планете – одна из самых волнующих Олю тем. Например, на конкурс «Доброволец России» в этом году она представила творческую работу о проблемах Арктики. А в августе девочка посещала Байкал, где под руководством ученых на практике изучила многообразие здешней природы в вагоне-лаборатории.
– Поездку в Байкальскую международную школу я выиграла на одном из конкурсов. На базе передвижной лаборатории РЖД принимала участие в экологическом движении по сохранению озера, – вспоминает Ольга. – Мы изучали водоросли, проводили исследования в области астрономии, метеорологии, орнитологии, экомониторинга, гидробиологии.
Сейчас Оля работает над очередным экопроектом. Девочка разработала и создала аквапоническую установку, которая позволяет одновременно выращивать рыбу и овощи.
– Принцип работы довольно прост, – говорит школьница. – Внизу установки контейнер с водой для размещения рыбы. Отходы жизнедеятельности рыб, представляющие собой аммиак, благодаря созданному биофильтру с проживающими в нем бактериями первоначально перерабатываются в нитриты, а затем в нитраты, которые являются питательной средой для овощей, размещенных в верхней части установки. Корни овощей поглощают нитраты и обогащают воду кислородом. Таким образом, и рыбам хорошо, и овощам.
Этот проект Ольга собирается представить на Балтийском научно-инженерном конкурсе. В случае победы ее изобретение поедет на международный этап состязаний в США.