В День учителя рассказываем о педагогах, получивших премию губернатора МО в этом году
Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]
В среду, 3 октября, губернатор Андрей Воробьев поздравил лучших педагогов области с профессиональным праздником. В этом году губернаторскую премию получили два учителя-предметника из Сергиева Посада. Почему неспособных детей не бывает и как вывести мозг из состояния «холодца», у победителей выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».
«ГУМАНИТАРИЕВ И МАТЕМАТИКОВ НЕ БЫВАЕТ»
Лучшим учителем биологии в этом году стала Наталья Сенькина из средней школы № 14. Престижная губернаторская премия совпала с личным юбилеем – 45-летием педагогической деятельности. Среди воспитанников биолога целая плеяда врачей, ученых, экологов, которые трудятся в разных уголках России. Сенькина верит: талантливые дети – это не исключение, а правило.
– Меня всегда удручает, когда родители говорят: «Мой ребенок гуманитарий, точные предметы ему не даются», или наоборот, – отмечает биолог. – Гуманитариев и математиков не бывает. Есть дети, которые быстро схватывают информацию, но это лишь свойство нашего мозга. Дело в том, что лобные доли мозга заканчивают формирование к 21 году. Именно они отвечают за объем мышления, логику. Не у всех детей они развиваются быстро, поэтому им бывает сложно.
Наталья Сенькина советует как можно чаще тренировать память ребенка. Одному бывает достаточно лишь раз пробежать текст глазами, чтобы запомнить, а второму нужно прочитать несколько раз и пересказать. Зато если ребенок будет тренироваться систематически, его память начнет совершенствоваться.
– Наш мозг – сложный орган, который требует к себе серьезного отношения, – говорит учитель. – Поэтому и нужно его постоянно будоражить, давать нагрузку.
РОЗЫ ВМЕСТО КОНФЛИКТА
За плечами Сенькиной шесть выпусков учеников, о каждом из которых она вспоминает с любовью. И хотя многие воспитанники уже давно закончили вузы и растят своих детей, учитель и ученики по-прежнему на связи.
– Мне дороги все мои ученики, но особое место в душе занял выпуск 2014 года, – говорит Наталья. – Это был химико-биологический класс, все дети в котором были мотивированы на химию и биологию. Это были особые ученики – интерактивные, дети творчества. Я уже и учениками не могла их назвать. Называла юными учеными.
С этим классом Сенькина плотно занималась научно-исследовательской деятельностью, ученики стали победителями и призерами городских, региональных и всероссийских конференций, олимпиад и конкурсов, а также лауреатами именной стипендии губернатора Московской области.
Но вскоре выяснилось, что у рвения к химии и биологии есть побочный эффект: дети так увлеклись этими предметами, что иногда игнорировали остальные. Как классный руководитель Наталья Сенькина, вопреки своим внутренним правилам, поговорила с учениками на высоких тонах и, не дождавшись ответа, ушла.
– Наутро первые два урока по расписанию занимала как раз биология, – вспоминает она. – Открывается дверь, заходят 27 человек и по одному кладут мне на стол розы... Они прошли, сели, а я стояла с охапкой роз, еще ощущая тепло рук каждого моего воспитанника. Потом один мальчик поднялся и говорит: «Наталья Николаевна, все в ваших руках!» Вот так глубоко они прочувствовали наш вчерашний конфликт. Больше я к вопросу посещаемости не возвращалась и навсегда запомнила этот урок: прежде чем ругать, поговори по душам.
ЛУЧШАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
В последнее время все чаще уроки ОБЖ в школах ведут женщины. Преподаватель-организатор из лицея № 24 им. Героя Советского Союза А.В. Корявина Алена Фролова стала победителем в номинации «Лучший учитель ОБЖ».
Фролова пришла в эту профессию не сразу. За ее плечами учеба в Государственной медицинской академии в Иванове и годы труда в детском травматологическом отделении. Когда она переехала в Сергиев Посад, начала работать в Вирусологическом центре воинской части № 44026. Однажды она ясно почувствовала, что научная работа совсем не то, чего хочет сердце: оно просило работы с детьми.
Учителем ОБЖ в лицее № 24 Алена Фролова работает уже 13 лет. На ее уроках не бывает проблем с поведением: ребята бегут на занятия, как на праздник.
– Мы начинаем заниматься с детьми с пятого класса и вместе растем, – говорит педагог. – К тому моменту, когда они становятся взрослыми, мы уже одна большая семья. Понимаем друг друга с полуслова.
Уроки ОБЖ в лицее тесно связаны с внеурочной деятельностью. Под руководством Фроловой лицеисты изучают Правила дорожного движения, занимаются в кружке «Школа безопасности», участвуют в соревнованиях и несут службу в собственном отряде «Дорожный патруль», который контролирует соблюдение ПДД возле лицея. По своей инициативе участники отряда ежедневно приходят в лицей не к 8.30, а к восьми. Они надевают галстуки ЮИДовцев (юных инспекторов движения. – Прим. ред.) и выставляют конусы, ограничивая территорию лицея, чтобы водители сбрасывали скорость.
– Больше всего на занятиях ребята любят работать руками, – говорит Алена. – При изучении в 10–11 классе раздела «Основы военной службы» они отрабатывают сборку-разборку учебного автомата Калашникова и стрельбу из пневматической винтовки. В «Школе безопасности» учатся вязать сложные узлы, передвигаться по навесной переправе, ориентироваться на местности, оказывать первую помощь.
Учитель отмечает, что предмет ОБЖ в последнее время стал особенно актуален. Знания, усвоенные на уроках, помогают ребятам более ответственно относиться к своему здоровью и безопасности, к правилам поведения на улице и в транспорте.
В прошлом году выпускники Фроловой поступили в Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Пирогова. После первого курса они заглянули к учителю в гости сказать спасибо: навыки оказания первой помощи очень пригодились студентам на зачетах в университете. Такой результат, по словам педагога, лучшая благодарность учителю.
– Образование в Подмосковье достаточно высоко котируется в России, – говорит губернатор Московской области Андрей Воробьев. – В Подмосковье работают 1500 школ, у нас почти 900 тыс. учащихся начальной, средней и старшей школ. В рамках идеологии, указов президента наша задача – дальше наращивать темп. Мы постоянно стараемся увеличивать долю финансирования на образование. Мы максимально будем оказывать содействие, поддержку всему тому, что позволяет нашему образованию двигаться вперед, улучшать качество.