В Московской области родителям рассказали, как правильно усмирять гиперактивных школьников
Фото: [Виктор Драчев/ТАСС]
В прошедший недавно Всемирный день психического здоровья к ведущим неврологам Московского областного консультативно-диагностического центра для детей (МОКДЦД) смогли обратиться мамы и папы со всего региона. Каким опасностям подвержена психика школьников и как удержать здоровый баланс, поинтересовался и корреспондент «Подмосковье сегодня».
НЕПОСЕДА ЗА ПАРТОЙ
Ольга Смирнова (имя изменено. – Прим. ред.) из Мытищ пришла в Школу родителей, которую проводил МОКДЦД, на грани отчаяния: октябрь в разгаре, а ее семилетняя дочь-первоклассница не может влиться в учебный процесс. Как выяснилось, ребенку еще в раннем возрасте был поставлен синдром гиперактивности. Так как девочка остро реагировала на все события в детсаду, родители поручили ее воспитание бабушке. В итоге целых четыре года вокруг ребенка «танцевали» родственники, подстраивая быт под желания девочки.
Со временем семья привыкла к чрезмерной непоседливости дочки. Но школа уже в первые дни выявила проблему: интересные факты ребенок ловил на лету, а на скучных предметах терял интерес, не мог сконцентрироваться. Первоклассница постоянно вертелась, по нескольку раз за урок отпрашивалась в туалет, болтала со сверстниками. Специалисты выдали маме ряд рекомендаций и направили ребенка к неврологу.
– Сегодня родители все чаще обращаются к нам с такими проблемами, как снижение концентрации внимания у детей, синдром гиперактивности, различные речевые нарушения, – рассказала врач-невролог Московского областного консультативно-диагностического центра для детей Наталья Цурина. – Как правило, такие проблемы выявляют у детей уже в раннем возрасте – с трех-четырех лет. Очень важно начать сразу заниматься с ребенком, а не ждать, что он перерастет свою гиперактивность.
СПОРТ ИЛИ ТВОРЧЕСТВО
Невролог рассказала Ольге, что с возрастом гиперактивные дети начинают страдать снижением концентрации внимания. Именно эта проблема чаще всего и побуждает родителей обратиться к врачу.
– Такие дети на уроках неусидчивы, не могут долго заниматься одним делом, постоянно меняют вид деятельности, – отметила врач. – Они отличаются неустойчивым настроением, капризны, сильно потеют, у них часто нарушен сон. На этом фоне может накладываться и соматическая патология: возникать головные боли, гастриты, проблемы с пищеварением.
Несмотря на то что гиперактивные дети могут хорошо запоминать информацию, из-за снижения концентрации внимания весь учебный процесс у них идет не в том русле. В результате страдает качество обучения.
– Корректировать это нужно на ранних этапах. Для таких детей очень важен четкий режим сна и бодрствования, прописанный до мелочей распорядок дня. Это помогает ребенку ориентироваться в задачах на день, он чувствует себя спокойней, – объяснила Цурина.
Чтобы привести психику ребенка в порядок, невролог рекомендовал мамам и папам задействовать гиперактивных детей в играх, развивающих мелкую моторику рук. Лепка, рисование, занятия с фасолью, камушками и крупами подойдут для детей раннего возраста. А вот школьникам поможет успокоиться и научит концентрации вышивка и плетение.
– Гиперактивную деятельность нужно обязательно направлять в верное русло: смело отдавайте ребенка в спортивные секции и кружки. Но только выберите тот вид спорта, который ему нравится, – посоветовала врач.
– В нашей жизни много факторов, негативно влияющих на психику ребенка, – сказала главврач МОКДЦД, главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Московской области Нисо Одинаева. – Это постоянные стрессы, гаджеты, неправильное питание, нарушение сна. Сегодня и родителям очень трудно самим справиться с ежедневным потоком информации, различных негативных ситуаций и возрастающих нагрузок. Поэтому вместо жесткого «воспитания» кажущегося непослушным ребенка родителям стоит обратиться за помощью к психологам.