Молодая жительница Королева променяла бары и дискотеки на кузницу
Фото: [Марина Позднякова ]
Корреспондент «Подмосковье неделя» провел день среди огнедышащих печей вместе с известным мастером кузнечного дела, автором оригинальных ножей из дамасской стали Марией Архангельской и узнал, каково это – быть женщиной-кузнецом.
Молодая девушка подсыпает черный древесный уголь в печь и берет заготовку, демонстрируя один из первых этапов работы. В заготовке уже сложены подобранные кузнецом маркировки стали. Единой формулы, какие выбрать, тут нет. У каждого свои секреты и наработки.
– Вот здесь, – Мария показывает собранный «пакет», – четыре вида разной стали. Между ними прослойка – чистый никель. Его добавляют для красоты, поскольку этот кусок пойдет на самую красивую часть ножа. Режущая часть – твердая, прочная, а вот в середине может быть красота и различные узоры. Теперь сплавляем их между собой.
Клинок состоит из множества компонентов, и сварки одного пакета явно недостаточно. Потом девушка возьмет другой пакет стали с другой структурой и будет делать новую сварку, снова и снова набирая слои и волокна, и даже тогда получится не готовый клинок, а только одна лишь полоска. Подсчитать, сколько слоев ждет будущее изделие, нереально.
Как становятся кузнецами?
Нестандартным занятием Мария увлеклась около 10 лет назад, когда увидела, как трудится в кузнице ее отец. В подростковом возрасте никто не придал особого значения ее желанию пойти по стопам отца. Но все же девушка настояла на своем – и вот уже много лет она признанный мастер кузнечного дела.
– Работа тяжелая и жаркая, но это специфика дамасской стали, - поясняет девушка. - Моя кузница радикально не похожа на многие из тех, что я видела. Это совершенно другое оборудование. Я видела, как куют другие люди, у них печка – как мангал с небольшим пламенем, даже в шлепанцах ходить можно. У нас по сравнению с этим – просто «Формула-1»! Вот здесь – древесный уголь. Он дорогой, но более чистый, а потому и чистое пламя – все это влияет на качество клинка. Вот здесь – бура для очистки поверхности изделия. Для моих изделий нужны и высокая температура, и мощный поддув, и большое количество угля – много тонкостей. Нужно, чтобы все прогорело равномерно и без остатка, потому как холодное пятно на пакете стали – это все, брак, можно выбрасывать.
Сколько стоит?
О цене изделий Мария не говорит. Объясняет, что все свои работы в основном делает для участия в выставках и конкурсах. Самая именитая выставка проходит раз в полгода.
– Обычно на выставке главное изделие одно, – рассказывает девушка. – Даже не к каждой удается успеть закончить свою идею. Поэтому я стараюсь работать параллельно над несколькими проектами. Главная работа, как правило, должна быть сложнее, а вместе с ней создаются более простые, но не менее интересные изделия.
– Для меня работа с ножами – это в первую очередь творчество, – поясняет Мария. – Я и выбрала дамаск, потому что с помощью него можно сделать красивые узоры, а по качеству и свойствам он лучше всех остальных материалов. Работа с орнаментом, по-моему, самое интересное в кузнечном деле.
– Как реагируют люди, когда узнают, что вы – кузнец?
– Не знаю, наверно, я уже привыкла к удивлению и не обращаю на это внимания. Вот сейчас хожу изучать языки, и, когда в группе все начинают рассказывать о своей профессии, я уже сижу и думаю: «Ну вот, сейчас начнется». Удивление – обычное дело.
– А мужчин привлекают женщины с такими профессиями? Вы замужем?
– Не замужем. Большинству из них очень интересно становится, все хотят посмотреть. Но у меня есть правило: в кузницу я никого не вожу. Не могу работать под присмотром.
– Какие у вас еще есть правила в работе?
– Да у меня сплошные правила! Один мой знакомый как-то сказал, что у меня есть такая проблема – заставлять себя делать что-то, даже если в данный момент не очень хочется. Это абсолютно точно. Я стремлюсь ко всему идеальному. Это мне и помогает, и мешает одновременно. Ведь в таком неидеальном мире сделать что-то идеально – просто невозможно. И я трачу на это неимоверное количество сил и времени. Когда большинство бы уже давно плюнуло, я начинаю в этом копаться. Это для меня и хорошо, и плохо одновременно.
– Учиться кузнечному ремеслу было сложно?
– Я всегда точно знала, что хочу. Вопрос был в том – пойду ли туда. Был только один возможный вариант – убедить папу, что мне это нужно. Это не такое дело, которому можно взять и научиться. Даже сейчас это значительно проще, чем 10 лет назад, и точно проще, чем 20 или 30, когда начинал он. Тогда мало кто этим занимался, не было ни литературы, ни статей, ни роликов в интернете.