Погнали: призер «Дакара» из Долгопрудного готовится к Кубку мира
Фото: [ из личного архива Кирилла Шубина]
Кириллу Шубину из Долгопрудного удалось превратить любовь к скорости и бездорожью в свою профессию. К 39 годам он успел стать штурманом с мировым именем. В январе завоевал бронзу на знаменитом ралли «Дакар», а теперь готовится к заключительному этапу Кубка мира по кросс-кантри ралли. В преддверии важного старта со спортсменом встретилась корреспондент «Подмосковье сегодня» Ольга Чемоданова.
СУДЬБОНОСНАЯ НИВА
Кирилл Шубин любит повторять, что они с «Дакаром» ровесники – оба появились на свет в 1978 году. Впервые знаменитый ралли-марафон по пересеченной местности школьник из Долгопрудного увидел по телевизору в десять лет. И с тех пор эта гонка стала его заветной мечтой.
В 19 лет у Кирилла появился первый автомобиль, причем совсем не тот, о котором он грезил.
– Очень хотел «восьмерку», но родители сказали, что на ней я буду гонять и разобьюсь. Поэтому настояли на «Ниве», – вспоминает Шубин.
Радость родителей была недолгой. В первый же день начинающего водителя вместе с «безопасной» машиной пришлось доставать из пожарного пруда экскаватором. С того момента у долгопрудненца и появилась любовь к езде по бездорожью. Окончательно «убив» «Ниву» на любительских соревнованиях в следующие два года, он купил новую и... пересел в штурманское кресло.
– Оказалось, в этой роли я гораздо более эффективен и могу ездить на соревнования рангом выше, – признается Кирилл. – Уже в 2003 году, выступая в качестве штурмана за команду Ульяновского автомобильного завода, я выиграл Кубок России.
ПОЧТИ ОЛИМПИЙСКОЕ ДОСТЯЖЕНИЕ
К своей главной цели – «Дакару» – Шубин шел сложно: попасть на знаменитое ралли удалось только с третьей попытки. В 2008 году, когда уже были пройдены все административно-технические проверки, гонку в Лиссабоне отменили из-за угрозы теракта. Старт в Аргентине был еще более неудачным. Из-за сильного перегрева Шубина госпитализировали, и экипаж вынужден был сойти с дистанции.
В 2017 году «Дакар» проходил на территории трех стран Южной Америки: Парагвая, Аргентины и Боливии. Гонка традиционно стартовала в начале января и продлилась две недели, в течение которых экипажи преодолели порядка 10 тысяч км.
Кирилл Шубин вместе с пилотом Равилем Магановым выступали в новой категории мотовездеходов, введенной с этого года. Особенностью ралли стало и то, что впервые за всю историю маршрут поднимался на высоту 5 тысяч метров над уровнем моря.
Это потребовало серьезной подготовки от российского экипажа. Но тренировки сделали свое дело, и спортсменам удалось избежать горной болезни. Как результат – команда завоевала третью ступень пьедестала. Эту бронзу штурман считает главной наградой за всю свою карьеру – для гонщиков она приравнивается к олимпийской медали.
С МЕЧТОЙ О ПОБЕДАХ
– Если гонку выигрывает пилот, то проигрывает ее всегда штурман, – заявляет Шубин. – Внимание к мелочам – вот главная задача штурмана.
Помимо собранности, важна выносливость. Автомобили, на которых выступает Кирилл, открытые, только с частичным остеклением. Поэтому температура «за бортом» и снаружи примерно одинакова, тогда как гонки проходят при температуре от -25 до +50ºС. При этом экипаж, как правило, находится в пути весь световой день, а иногда захватывает и ночь.
Секрет штурмана из Долгопрудного – кроссфит, гимнастика нового поколения, рассчитанная на повышение выносливости. Обычно он тренируется не меньше пяти раз в неделю по полтора часа. Впереди у спортсмена важный старт – 24 октября Шубин летит в Португалию на последний этап Кубка мира по кросс-кантри ралли FIA Cross Country Rally World Cup.
– Я езжу в составе разных экипажей, у меня три пилота. Это позволяет участвовать в максимальном количестве гонок, – заключает Кирилл Шубин. – В нашем деле, как и в любом другом, не нужно бояться мечтать о невозможном. Я даже не представлял, что смогу зайти на пьедестал «Дакара». Но ведь смог!