«Легкое» метро: как это будет
Фото: [РИА Новости]
Где будет проходит подмосковное «легкое» метро, в чем его отличие от наземного, кто будет реализовывать грандиозный проект Московской области и в чем его выгода? Об этом рассказал заместитель председателя правительства региона Петр Иванов.
Строительство «легкого» метро в Подмосковье из области планов прочно переместилось в область ближайших перспектив. Перегруженная пробками область остро нуждается в скоростном бессветофорном сообщении, которое позволит гарантированно добраться из одной точки области в другую за фиксированный промежуток времени, и «легкое» метро дает именно такую возможность.
«Мы изучили пассажиропотоки Московской кольцевой автомобильной дороги и выяснили, что порядка 40% поездок по ней осуществляется для перемещения между ближайшими городами Подмосковья. Иных удобных транспортных связей между ними нет, — рассказал Петр Иванов в интервью «Интерфаксу». — «Легкое» метро призвано восполнить этого пробел».
Зампред отметил, что для любой транспортной системы важен баланс между личным транспортом граждан, в первую очередь, - автомобильным, и общественным транспортом. Это необходимо, чтобы у каждого жителя был выбор между использованием собственного автомобиля, такси, электрички или метро.
«Если говорить конкретно о «легком» метро, то оно сегодня развивается в большинстве стран мира. Красноречивое свидетельство того, что этот вид транспорта обеспечивает максимальную провозную способность при минимальных вложениях. Особенно он востребован в таких регионах, как Подмосковье, где, с одной стороны, существует необходимость связи городов, а с другой — плотность застройки на определенных территориях чрезвычайно высока», — подчеркнул Иванов.
Именно поэтому сейчас власти Подмосковья приступили к разработке концепции этого проекта. В ее рамках будет определено оптимальное техническое решение, еще раз просчитаны пассажиропотоки и проверена проходимость имеющихся транспортных «коридоров». Кроме того, будет установлена инвестиционная привлекательность проекта, которая позволит реализовать его с привлечением частных вложений.
В какой форме будет реализован проект «легкого» метро, пока неизвестно. Это может быть и скоростной трамвай, и монорельс, и железная дорога, поскольку ширина российской железнодорожной колеи позволяет пропустить по ней любой вид транспорта.
«Пока важна не конкретная технология, а подход: речь идет о скоростном бессветофорном сообщении, которое позволит жителям по точному расписанию добраться из одного подмосковного города в другой, — подчеркнул Иванов. — Мы называем этот проект «легким» метро, потому что по своим основным параметрам — комфортности, качеству, скорости передвижения — он будет соответствовать требованиям, предъявляемым к этому виду транспорта».
Прогнозируемый километраж подмосковного «легкого» метро колеблется от 220 до 245 километров; наиболее проработанные участки занимают порядка 190 километров. Примерные маршруты также уже намечены. По словам зампреда, трасса будет проходить и через Раменское, и через Домодедово, она будет связана с аэропортами и интегрирована в транспортную сеть и Новой Москвы, и столицы в ее традиционных границах. При этом он оговорился, что сейчас, на стадии написания техзадания, говорить о конкретных участках было бы преждевременно: для озвучивания этой информации нужно получить мнения признанных мировых экспертов, что намеченные трассировки и технологии являются оптимальными.
Иванов отметил, что «легкое» метро не стоит путать с наземным, это два разных проекта Московской области. «Программу строительства 226 километров дополнительных главных железнодорожных путей в створе существующих направлений мы называем наземным метро и эта работа ведется РЖД в тесном взаимодействии с областным правительством», — пояснил он РИА Новости. Этот вопрос практически решен: финансирование предусмотрено, строительство уже ведется. Благодаря этой программе удастся разгрузить по крайней мере основные транспортные магистрали.
«Сегодня по одним и тем же путям идут грузовые составы, поезда дальнего следования, аэроэкспрессы, региональные экспрессы и пригородные электрички. Естественно, разведение этих потоков по разным путям позволяет сократить интервал именно в пригородном сообщении и сделать так, чтобы человек перестал обращать внимание на расписание и, придя на станцию, понимал, что в любом случае электричка на Москву придет через 5-7 минут», — рассказал Иванов.
Кроме того, помимо глобального проекта в Московской области есть территории, где власти планируют создание небольших систем скоростного внеуличного транспорта. Например, на участке «Щербинка — Боброво — Дрожжино — Расторгуево», где реализация такого проекта необходима в связи с масштабной застройкой. По ее окончании численность населения этих мест увеличится на 147 тысяч человек, и чтобы снять сопутствующую нагрузку с местной улично-дорожной сети, было принято решение о строительстве системы скоростного внеуличного транспорта, которое будет осуществляться объединенными усилиями группы инвесторов жилищного строительства.
Также существует проект скоростной транспортной системы «Стрела» протяженностью 7,2 километра, которая должна обеспечить связь города Химки и станции столичного метрополитена «Планерная». «Легкое» же метро позволит создать кольцевую систему скоростного внеуличного транспорта.
Для реализации проекта подмосковные власти рассматривают целый ряд компаний. «Письменное подтверждение интереса к этому проекту есть от Siemens. Но мы открыты для сотрудничества и готовы рассматривать проекты и других производителей», — отметил Иванов. Интерес к Siemens связан с тем, что эта компания имеет компетенции как в области консультирования создания таких транспортных систем, так и в сфере строительства путей, инфраструктурных объектов, подвижного состава. «Поэтому как минимум в качестве консультанта Siemens примет участие в нашей работе», — говорит Иванов.
Однако одной Siemens дело не ограничивается: проект открыт и для российских компаний. Зампред считает, что российские производители будут участвовать в проекте в любом случае, в том числе в кооперации с западными компаниями. Власти заинтересованы, чтобы развитие производственных мощностей по строительству новых видов подвижного состава происходило на территории Подмосковья.