Михаил Хромов: безопасность пассажиров превыше всего
Фото: [Владимир Федоренко / РИА Новости]
Каковы наиболее частые причины несчастных случаев на железной дороге? Как перевозчик заботится о своих пассажирах? Помогают ли видеокамеры бороться с «зацеперами»? Обо всем об этом, а также о том, какое направление самое «привлекательное» для вандалов и насколько велик ущерб от их действий, «Подмосковье сегодня» рассказал генеральный директор ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» Михаил Хромов.
«Зайцы» и гаджеты
- Михаил Борисович, в преддверии дачного сезона и детских каникул тема безопасности на железнодорожном транспорте, пожалуй, становится все более актуальной. Расскажите, по каким причинам чаще всего происходят несчастные случаи на железной дороге?
- Безусловно, круглый год объекты железнодорожной инфраструктуры связаны с повышенной опасностью для тех пассажиров, которые невнимательны и не соблюдают элементарные правила поведения на железнодорожном транспорте. Особенно часто несчастные случаи происходят с пассажирами, внимание которых отвлечено на разные гаджеты: как правило, они надевают наушники и не слышат приближающийся поезд. Очень большой процент пострадавших – «зайцы», которые переходят пути в неустановленных местах, прыгают с платформ. Надо понимать, что все это может стоить не только здоровья, но и жизни. По нашим данным, с начала года на полигоне деятельности Центральной ППК травмировано 243 человека, 165 из них смертельно, 14 травмированных – дети, 6 из которых погибли.
Опасное хобби
- Существует ли здесь сезонный фактор, и что предпринимает компания для профилактики травматизма пассажиров?
- Мы можем отметить, что с наступлением теплой погоды возрастает детский травматизм. Это связано с наступлением сезона страшного, но, к нашему огромному сожалению, распространенного хобби среди современных детей и подростков - «зацепинга». Рейды по поимке «зацеперов» осуществляет полиция, у нас как у перевозчика не очень много прав – если мы видим прицепившихся к поезду, то сразу сообщаем в полицию. Хотя бывают случаи, когда наши сотрудники на свой страх и риск пытаются либо помочь детям слезть с поезда, либо уговорить это сделать. На вновь приобретаемых электропоездах на крышах головных вагонов предусмотрены к установке видеокамеры наружного наблюдения с выводом изображения на мониторы в кабины машинистов и его записью.
Мы не остаемся безучастными к этой проблеме, поэтому, помимо регулярных совещаний и совместных мероприятий с УТ МВД России, мониторинга специализированных групп «зацеперов» в социальных сетях, организовали также серию уроков по безопасности поведения на железнодорожном транспорте для школьников и учащихся колледжей и лицеев. Мы сняли учебный фильм, который основан на реальных событиях: настоящие, но уже бывшие «зацеперы», серьезно пострадавшие от своего увлечения, и их родители рассказывают, что им пришлось пережить.
- Как вас приняли в школах?
- Надо сказать, что когда мы вышли с этой инициативой, с акцентом именно на «зацепинг», школы и колледжи очень ее поддержали, откликнулись, было очень много звонков и заявок, многие учебные учреждения просили провести несколько уроков для детей разных возрастов. Где-то среди учащихся были «зацеперы», где-то были пострадавшие от «зацепинга», а в некоторых школах и колледжах вспоминали погибших ребят. Реагировали по-разному: мы видели и скепсис, и слезы на глазах. Мы рассчитываем, что дети что-то запомнят, расскажут своим знакомым. На данный момент уже проведено 70 уроков. Мы надеемся, что в результате нам удастся спасти хоть одну жизнь.
Видео в помощь
- Скажите, а как обеспечивается безопасность пассажиров внутри поездов и на остановочных пунктах?
- На 25 остановочных пунктах с наибольшим пассажиропотоком работает оперативно-экстренная связь. На 40 остановочных пунктах организовано видеонаблюдение. ОАО «Центральная ППК» закупает собственный подвижной состав: у нас уже 30 поездов. Помимо стандартной экстренной связи с машинистом, все они оборудованы видеокамерами. Видеофиксация позволяет нам, в случае какого-либо происшествия, просмотреть записи, передать их полиции. И это касается не только безопасности пассажиров, но и вандализма. В прошлом году был случай, когда подростки залезли в поезд, разбили окна, светильники. Мы опубликовали кадры видео и попросили своих пассажиров помочь в поиске вандалов. И это сработало: понадобилось всего несколько часов, на нашу почту пришли десятки писем. Всю информацию мы передали в полицию, и злоумышленников очень быстро нашли.
Борьба с вандалами
- Могли бы вы привести статистику ущерба от вандальных действий?
- За 4 месяца 2015 года в отношении подвижного состава пригородного сообщения зафиксировано 175 случаев вандализма, 47 – в отношении собственных поездов компании. Большая часть случаев - это нанесение вандальных надписей и рисунков, на втором месте - битье стекол, плафонов, порча внутрисалонного оборудования вагонов. Самым «проблемным» в этом отношении направлением МЖД является Курское.
С начала года компания подала более 30 заявлений в полицию о повреждениях собственного подвижного состава. Мы посчитали, что по одним только разбитым стеклам за 4 месяца сумма причиненного ущерба для компании составляет более 250 тыс. рублей. И это без стоимости работ по замене, без стоимости сопутствующих материалов для их установки, то есть просто закупочная стоимость «голого» стекла! Кстати, половина лобового стекла нашего нового поезда стоит больше 30 тыс. рублей. А их (как и боковые зеркала и «дворники») часто бьют и ломают из хулиганских побуждений именно «зацеперы», которые катаются, прицепившись к хвостовой кабине поезда.
К слову сказать, что только за 4 праздничных дня мая ОАО «Центральная ППК» зафиксировало 14 случаев вандализма в отношении электропоездов на полигоне МЖД, из которых 5 - раскраска, 9 - битье стекол.
При этом растет количество такого вида преступлений, как стрельба из пневматического и травматического оружия по стеклам электропоездов во время их движения по маршрутам. Так, за истекший период 2015 года нами зафиксировано 6 случаев стрельбы по окнам, из них 3 – в отношении собственного подвижного состава.
- Как вы считаете, что может повлиять на ситуацию и как бороться с вандализмом?
- Совершая акты вандализма, хулиганы наносят не только материальный ущерб компании, но и подвергают опасности здоровье и жизни пассажиров, локомотивных бригад. Хулиганам нужно понять, что они сами и их близкие – матери, сестры – сами же могут пострадать от действий таких же «коллег». Пожалуй, в этом случае только лишь призывать людей к сознательности недостаточно. Очень важную роль играет неотвратимость наказания, на это и направлены все наши действия – совместные действия с полицией, видеонаблюдение, информационные стикеры и плакаты, которые мы размещаем в салонах поездов, в них указаны контакты, по которым необходимо обращаться, если вы стали свидетелями правонарушений.