На станции Волоколамск пассажиры тщетно ищут комфорт и современность

Елена Яковлева / Подмосковье Сегодня

Фото: [Елена Яковлева / Подмосковье Сегодня]

Кроме электричек, в Волоколамске останавливаются пассажирские поезда, следующие от Москвы до Великих Лук, Риги и Пскова. Как встречает город земляков и гостей? Одна из самых удаленных железнодорожных станций Подмосковья отличается крайним аскетизмом. Об элементарных удобствах для людей здесь думают в последнюю очередь. В этом убедились наши корреспонденты, продолжающие редакционный рейд по вокзалам области.

В глубинке по старинке

На станции Волоколамск две пассажирские платформы – боковая и островная, соединенные пешеходным мостом.

Электрички из Москвы прибывают на первую пассажирскую платформу станции Волоколамск, но останавливаются в некотором отдалении от вокзала. Дальше платформа понижается, так как рассчитана на прием поездов дальнего следования. Что касается инфраструктуры зоны прибытия, то рассказывать о ней особо нечего, поскольку новые веяния станции пока не коснулись. Турникетами она не оборудована, электронные информационные табло и кассы по продаже билетов за пределами вокзала отсутствуют. Что в наличии, так это скамейки и урны. А вот расписания поездов мы почему-то не заметили.

Примерно так же выглядит и вторая, островная, платформа, на которую можно попасть по пешеходному переходу. Последний представляет собой вполне типичный для Подмосковья мост, снабженный лестничными пролетами. К неудобству пассажиров – достаточно высокий. Из положительных моментов – приличное состояние конструкции, бетонного покрытия и ступенек. А еще с него открывается отличный вид на железнодорожную станцию и ее окрестности. С моста можно как следует разглядеть одноэтажное здание вокзала, окинуть взором заставленные товарными составами железнодорожные пути, старую водонапорную башню и станционные службы.

Чемоданы – дело рук пассажиров

Доступная среда, как, впрочем, на многих подмосковных станциях, где мы побывали, – «на двоечку с плюсом». Установленный поверх ступенек моста швеллер мало кому помогает. Поэтому чемоданы и сумки на колесиках пассажиры не катят, а несут в руках. Детские коляски здесь тоже «непроходные».

– Даже не знаю, для кого это? Может, для тележек грузчиков? – кивает на швеллер пожилая женщина, с трудом переставляющая хозяйственную сумку с одной ступеньки на другую.

Что уж говорить об инвалидах-колясочниках? В такой ситуации их шансы равны нулю, если, конечно, они не наймут носильщиков.

Ожидание без излишеств

Зал ожидания в здании вокзала выглядит, как офис очень средней руки: обшитые пластиком стены, скучные плафоны на потолке. Из «убранства» – несколько рядов металлических сидений для пассажиров, расписание электропоездов, часы да железные уличные урны. Войти в зал ожидания можно только с первой платформы. Двери со стороны привокзальной площади заперты, что, скорее всего, и к лучшему, иначе сохранить тепло в небольшом пространстве было бы сложно.

Впрочем, судя по всему, изначально зал ожидания располагался не в центральной части здания, а в помещении по соседству. Его и сегодня можно видеть сквозь проем, забранный решеткой с амбарным замком. Из каких соображений туда отсекли дорогу пассажирам, можно только догадываться, но то, что им там было бы удобнее, – несомненно.

В зале ожидания две ручные билетные кассы: пригородная и на поезда дальнего следования. Автоматические кассы, которые можно видеть сегодня даже на некоторых платформах, отсутствуют. Собственно, и ручная касса на всю станцию одна, но очередей возле нее не наблюдается: значит, хватает. Но можно предположить, что хотя бы один билетопечатающий автомат на островной платформе точно не помешал бы. Особенно, когда опаздываешь на электричку.

Отсутствуют в зале ожидания также привычные для сколько-нибудь значительных транспортных узлов банкоматы и газетные киоски. Ни буфета, ни туалета для пассажиров здесь тоже не предусмотрено. Хотя старожилы еще помнят, что когда-то в зале ожидания имелся не то чтобы буфет, а что-то вроде лотка, торгующего пирожками, булками и прочей нехитрой снедью для перекуса на ходу.

Там вдали, за мостом…

Привокзальная площадь Волоколамска выгодно отличается от пристанционных территорий других подмосковных городов практически полным отсутствием автомобилей. Однако на этом все ее преимущества и заканчиваются. Кстати, объясняется они не эффективным решением транспортной проблемы, а удаленным положением железнодорожной станции от исторического и административного центра города.

К привокзальной площади примыкает небольшой сквер с несколькими деревцами и скамейками. Рядом с ним – остановка автобуса, на котором можно проехать в центр Волоколамска. Неподалеку скромный продуктовый магазин и одноэтажные частные домики. Более-менее городской пейзаж с сетевыми супермаркетами, салонами сотовой связи, кафе и закусочными открывается уже за сквером. Тут же стоянка такси, парковка, в общем, все, как везде. Мусорных куч при этом не видно, хотя сказать, что окрестности волоколамского вокзала блещут чистотой, тоже нельзя.

По другую сторону от железной дороги раскинулась та часть поселка Привокзальный, что когда-то относилась к местному кирпичному заводу. С пешеходного моста, соединяющего два волоколамских «берега», можно рассмотреть частные домики вдали. Чуть ближе, посреди диких прерий пожухлой травы, мозолит глаз «скелет» кирпичной трехэтажки-недостроя. От одной мысли оказаться здесь после пяти вечера – а в декабре в это время уже темно – становится как-то не по себе.

– А мы по вечерам здесь не ходим, – бесхитростно признаются две женщины средних лет, поднимающиеся по ступенькам моста, – только днем. Купим, что нужно, и обратно.

Вот, собственно, и все, что можно рассказать о привокзальной территории города Волоколамска.

Гурманов просят не беспокоиться

Проехав 2,5 часа от Москвы до Волоколамска, немудрено проголодаться. А потому вопрос, где бы перекусить по прибытии, будет актуальным для многих. Однако, как мы уже отмечали выше, ни на вокзале, ни в пределах железнодорожной станции буфета не найти. Все точки общепита находятся уже за привокзальной площадью и сквером. Их не так уж много, и большим разнообразием они не отличаются.

Полноценно пообедать, сидя за столом, можно в шашлычной рядом с торговым центром. При ней же имеется окошко для выносной торговли с вывеской «Шаурма». Здесь можно за небольшие деньги купить хот-дог, пирожок, чебурек, чай или кофе. Еще один вариант – крошечное кафе без названия рядом с парковкой. Ассортимент в нем немудреный, зато можно посидеть в тепле. А если уж и тут вам не понравится, к вашим услугам – два сетевых супермаркета, где много разной провизии. Другими словами, гурманом на станции Волоколамск не станешь, однако и с голоду не пропадешь.

Туалет нашли по запаху

Туалет на станции Волоколамск бесплатный, но это совсем не радует. Потому что по-хорошему деньги за его посещение нужно платить тем, кто рискнет сюда зайти. Хотя издали небольшой каменный домик, стоящий по правую руку от вокзала, выглядит вполне себе пристойно. По крайней мере наружные стены недавно покрашены. Однако в глаза бросается отсутствие дверей, а стоит подойти с подветренной стороны – в нос ударит ни с чем несравнимое амбре. Видимо, поэтому на здании нет вывески, свидетельствующей о его назначении. И правда, зачем, если по запаху понятно? И это зимой!

– А летом сюда можно зайти только в противогазе и под дулом пистолета! – грустно шутит проходящая мимо местная жительница.

Она же сообщает, что ближайший к станции нормальный общественный туалет – на автовокзале, до которого нужно ехать автобусом. Деваться некуда, приходится пользоваться тем, который есть, каким бы он ни был грязным и холодным. Тем более что путь от Москвы до Волоколамска долгий – два с половиной часа.

Примечательно, что люди, которые решаются посетить указанное заведение, дорожные сумки и чемоданы оставляют снаружи. Хотя чему тут удивляться? Ведь ужасающее состояние привокзальных «удобств» в отсутствие каких-либо дверей можно наблюдать еще с улицы.

Однако волоколамских железнодорожников такая ситуация, похоже, не смущает. А вот местные власти о проблеме знают. Как сообщила заместитель главы администрации Волоколамского муниципального района Наталья Козлова, глава района Евгений Гаврилов лично выезжал на место, после чего было принято решение об установке отдельного муниципального общественного туалета. Проведена работа по выбору модели туалета и подбору земельного участка для его установки. Строительство туалета планируется в 2015 году.

Поделиться