С весны аэропорт в Жуковском начнет принимать первых пассажиров
Фото: [Денис Трудников / Подмосковье сегодня]
Всего за год на территории аэродрома ЛИИ им. Громова произошли огромные перемены: среди пустого поля выросло здание терминала, начала вырисовываться сеть внутренних дорог, появились места под парковку автомобилей. И вот уже до запуска четвертого аэропорта московского авиационного узла (МАУ) остается несколько месяцев. Корреспондент газеты «Подмосковье сегодня» выяснил, как новый аэропорт поможет разгрузить «большую аэротройку» и в чем уникальность этого проекта.
Обратный отсчет
Все чаще пассажиры выбирают воздушный транспорт. По официальным данным, всего за 9 месяцев 2015 года пассажиропоток «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» увеличился на 2,1%. А через 15 лет эти аэропорты будут просто не в состоянии справиться с наплывом пассажиров, поскольку число последних превысит 200 млн в год. Это в два раза больше, чем общая пропускная способность «большой тройки».
Спасти положение должен запуск аэропорта, назначенный на весну 2016 года. Новый воздушный причал примет на себя часть пассажиропотока, что заметно снизит нагрузку на другие аэропорты МАУ.
Сегодня на территории будущего аэропорта усиленно готовятся к открытию. Подрядчик достраивает терминал первого этапа: завершены монолитные работы и монтаж фасада, отделку помещений и внутреннее оснащение. Например, уже смонтированы карусели в залах выдачи багажа, ведется монтаж системы обработки багажа. Площадь здания терминала составит 17 тыс. кв. м. Пропускная способность - 2 млн человек в год, рассказали нашему корреспонденту в пресс-службе аэропорта.
Работа кипит и на привокзальной территории. Здесь асфальтируют долгосрочную и краткосрочную парковки на 200 и 300 мест соответственно, а также подъездные и внутренние дороги аэропорта. Завершить все строительно-монтажные работы планируют уже в этом месяце.
Первый этап терминала инвестор, ОАО «РАМПОРТ АЭРО», строит за счет собственных средств. В проект вложено уже 1,8 млрд рублей. Общий объем инвестиций к 2019 году, когда аэропорт начнет работать уже в полную мощь, составит около 11,8 млрд рублей.
Авиация плюс бизнес
Аэропорт в Жуковском - это уникальный проект для нашей страны. Он будет совмещать в себе авиационную и неавиационную коммерцию.
- Мы выбрали модель развития, которая подразумевает создание инфраструктуры традиционной авиации, пассажирских и грузовых терминалов, автопарковок и т.д. наряду с другой коммерческой инфраструктурой – офис-центрами, гостиницей, торговым центром, - пояснили в пресс-службе аэропорта.
Чем же интересно подобное совмещение традиционного и авиационного бизнеса инвестору? Это делает его доходы многоструктурными и многофункциональными: здесь и авиационные сборы, и доходы от аренды помещений, и роялти-доходы, то есть периодические отчисления, от операторов гостиницы и торгового центра. Таким образом, развитие аэропорта не будет зависеть только лишь от успеха авиационного бизнеса, а получит некую страховку в виде традиционной коммерции. Это даст возможность более эффективно и быстро развивать проект и снизить для него все возможные риски.
Впрочем, берясь за подобный проект, в Жуковском опирались на мировую практику. А за пределами нашей страны успешных примеров развития аэропортов, где прекрасно сочетаются авиационная и неавиационная коммерция, немало. Например, амстердамский аэропорт Schiphol объединяет в себе три области: авиацию - компании по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов; потребительский сегмент - продажа продуктов и предоставление услуг и управление и развитие недвижимостью.
Как отметили в пресс-службе аэропорта, варианты развития неавиационного бизнеса учитывали еще на стадии проектирования пассажирского терминала.
Так, с началом строительства терминалов второго и третьего этапов на территории аэропортового комплекса появится торговый центр площадью около 100 тыс. кв. м. В нем разместятся продуктовый гипермаркет, ледовая арена, детский развивающий центр, магазины повседневного спроса и рестораны. То есть посещать международный аэропорт будет интересно не только тем, кто собирается в полет, но и простым любителям шопинга. Само здание торгового центра соединят с терминалом аэропорта переходом, что объединит поток пассажиров и посетителей ТЦ - и это тоже ново для России.
Вам налево, нам направо
Сочетание традиционного и авиационного бизнесов – не единственное, чем может удивить новый аэропорт. Не меньшее любопытство вызывает и то, что здесь совместят гражданскую авиацию с полетами экспериментальной авиации, которые проводит ЛИИ им. Громова. У кого-то это может вызвать скептическую ухмылку – мол, это рискованно. Однако и здесь в пример можно привести мировую практику. Так, подобные проекты уже реализовали в аэропортах Тулузы совместно с заводом Airbus и Монреаля вместе с заводом Bombardier.
В новом аэропорту в целях безопасности гражданский и экспериментальный сектора разведут по времени. И хотя взлетно-посадочная полоса на всех одна, воздушные пути для экспериментальных и гражданских самолетов будут разными.
- Появление гражданского сектора – это возможность для экспериментальной авиации получить дополнительный доход от увеличения количества коммерческих рейсов, что позволит постепенно снизить себестоимость полетов, - поясняют в пресс-службе аэропорта.
Первые ласточки
Пока аэропорт строится, в ОАО «РАМПОРТ АЭРО» уже ведут переговоры с перевозчиками. В пресс-службе аэропорта отмечают, проект вызывает повышенный интерес на рынке авиаперевозок. Многие компании появление нового незагруженного аэропорта расценивают как хорошую возможность для развития.
- Пока не хотелось бы озвучивать названия авиакомпаний, которые мы примем у себя, – не все процессы еще завершены, - рассказывает директор департамента авиационной коммерции ОАО «РАМПОРТ АЭРО» Сергей Рыжов. - Одно можно сказать – это будут хорошо известные перевозчики, как российские, так и иностранные. Мы будем обслуживать пассажиров, путешествующих по маршрутам массового туризма и высокой деловой активности.
Стимул для развития
В Жуковском ждут открытия аэропорта с нетерпением. Причина ясна: с момента запуска первых рейсов город начнет развиваться более быстрыми темпами. Все станет другим, в хорошем смысле этого слова.
- Международный аэропорт «Раменское» и предприятия, которые будут работать на его территории, предоставят для жителей города большое количество рабочих мест в авиационной и неавиационной сферах занятости, - подчеркивает первый заместитель генерального директора ОАО «РАМПОРТ АЭРО» Евгений Солодилин. - К 2020 году - порядка 10 000 рабочих мест. Средний уровень заработной платы в Жуковском повысится, что, в свою очередь, поможет сократить маятниковую миграцию населения.
Разумеется, выиграет и сама область. Открытие аэропорта сделает Подмосковье еще более привлекательным регионом для инвесторов. Вырастут налоговые отчисления в бюджет, а дороги региона станут лучше.