Петербург оценил удовольствия «Мелихово»

Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Фото: [Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»]

Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ, который проходил в рамках фестиваля «Детские дни в Петербурге». Уникальный музейно-театральный дивертисмент «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия» получил признание как россиян, так и иностранных экспертов.

Фестиваль «Детские дни в Петербурге» — масштабный проект, объединивший в этом году 44 музея, три библиотеки, Ботанический сад, лофт и клуб любознательных взрослых. Он рассчитан на две целевых аудитории: музейных сотрудников, которым фестиваль позволяет обмениваться опытом, повышать квалификацию и налаживать партнерские связи, и горожан с детьми, которые получают возможность интересно и с пользой проводить время в музеях, общаясь друг с другом и с музейными профессионалами. Раз в два года в рамках фестиваля проходит Всероссийский профессиональный форум, посвященный образовательным и социокультурным музейным программам для семейной аудитории с детьми. Его программа включает доклады отечественных и зарубежных экспертов, мастер-классы и игровые тренинги, дискуссии, а также презентации лучших российских проектов и живые демонстрации музейных программ.

Как рассказали в министерстве культуры Московской области, в этом году форум, получивший название «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие», собрал в Петербурге музейных сотрудников со всей страны, а также иностранных экспертов. Музей-заповедник «Мелихово» представил на конкурс музейно-театральный дивертисмент «Дачная лихорадка, или 22 невинных удовольствия», предлагающий жителям большого города отвлечься от городской суеты и шума и увлекательно провести один из субботних вечеров в уютной чеховской усадьбе.

«Если вы устали, а ваша душа просит чего-нибудь эдакого на лоне природы, приезжайте в Мелихово и на несколько часов окунитесь в дачную жизнь конца XIX века, примерив на себя роль дачника ушедшей эпохи», — призывала программа музея. Гостей ждал широкий спектр развлечений, и прежде всего — настоящее дачное чаепитие с вареньем и пирогами, во время которого гостеприимный хозяин учил всех желающих раздувать самовар и рассказывал о радостях и трудностях дачной жизни конца XIX века. Для более любознательных работала специальная выставка «Дачная азбука», на которой можно было увидеть старинные любительские фотографии и предметы быта, показывавшие, что собой представляла дачная жизнь рубежа веков. Музейные барышни помогали дачным гостям освоить несложные правила забытых старинных игр на свежем воздухе; особым мелиховским развлечением стали гонки на тачках. Актеры театра «Чеховская студия» демонстрировали господам дачникам спектакль «Дачный театр Антоши Чехонте». Сами отдыхающие также не оставались в стороне: под руководством столичного режиссера «дачные любители» осваивали театральный дивертисмент — популярный некогда жанр «живой картины», и разыгрывали один из дачных рассказов Антона Павловича.

Неудивительно, что яркая и необычная программа привлекла внимание экспертов. Одним из преимуществ этой программы они посчитали ее привлекательность для семейной аудитории. Профессионалы отметили также грамотное содержательное наполнение и планирование всех ее частей, технологичность и максимальное использование существующих ресурсов.

По мнению сотрудников «Мелихово», подготовленный ими проект будет интересен не только литературным музеям, поскольку, предполагая равное вовлечение в действо детей и взрослых, а также их активное взаимодействие друг с другом, может стать для его участников отправной точкой для обсуждения семейных проблем.

Министр культуры Московской области Олег Рожнов высоко оценил успех «Мелихово». По его словам, результаты их проектной деятельности могут послужить примером для коллег из других музеев региона.

«Тот огромный культурно-воспитательный потенциал, которым обладает каждый музей сегодня невозможно в полной степени реализовать без инициирования подобных технологичных и вместе с тем увлекательных для аудитории проектов. Они расширяют функционал музея, выводя его за пределы обычной экспозиционной деятельности. Музей становится значимым культурным центром, что в конечном итоге помогает повысить спрос на музейный продукт», — подчеркнул Олег Рожнов.

Поделиться